ПРОТЕСТАНТИ́ЗМ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРОТЕСТАНТИ́ЗМ, одно из основных (наряду с православием и католицизмом) направлений в христианстве, возникшее в 16 в. в ходе Реформации. Происхождение термина относится к событиям 1529, когда на рейхстаге Священной Римской империи, проходившем в герм. г. Шпайер, было предложено отменить решение предыдущего рейхстага (1526, также в г. Шпайер) о праве князей и имперских городов до созыва общегерманского собора самостоятельно выбирать вероисповедание на своей территории. Сторонники Реформации, не согласившиеся с этим предложением и покинувшие заседание, предварительно составив т. н. Шпайерскую протестацию (от лат. protestatio – провозглашение), стали называться протестантами. Впоследствии термин стал применяться ко всем приверженцам учений, появившихся в результате Реформации.
П., возникнув как совокупность разл. течений, никогда не представлял собой, в отличие от католицизма и православия, единого целого. К крупнейшим направлениям П. относятся лютеранство, кальвинизм и англиканство (см. Англиканская церковь), которые принято называть «классическим» П. С ними связаны др. самостоят. конфессии, отличающиеся друг от друга догматикой, культом и организацией: баптисты (см. Баптизм), меннониты, методисты, адвентисты (см. Адвентизм), пятидесятники, квакеры, Новоапостольская церковь и др. Свидетелей Иеговы, Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны), Общество христианской науки и др. деноминации, генетически связанные с П., но в своём идейном развитии далеко вышедшие за его рамки (как и христианства в целом), обычно относят к новым религиозным движениям.
История
П. возник в 16 в. в Зап. Европе в связи с деятельностью М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина, Ф. Меланхтона, М. Буцера, Г. Буллингера, Т. Кранмера и др. Для П. в целом характерно утверждение о необходимости возвращения Церкви к вере первых веков христианства, которая была искажена позднейшими новациями ср.-век. католицизма.
Учение М. Лютера об оправдании верой, ставшее краеугольным камнем П., воплотилось в концепции трёх «только»: человек спасается только верой; он обретает её только через милость Божию; авторитетом в делах веры является только Священное Писание (Sola fide – «только верой», Sola gratia – «только благодатью», Sola Scriptura – «только Писанием»). Особое отношение Лютера к Священному Писанию (большим вкладом в культуру стал его перевод Библии на нем. яз.), особенно к новозаветным текстам как к гл. авторитету, послужило причиной именования его последователей евангелич. христианами (в дальнейшем – лютеране). Важнейшие вероисповедные документы лютеранства – «Большой катехизис» и «Малый катехизис» (оба – 1529) Лютера, Аугсбургское исповедание (1530), Формула согласия (1577) и др., собранные в Книге согласия, издание которой в 1580 должно было свидетельствовать о единстве лютеранской Церкви.
Др. влиятельное движение в Реформации возникло независимо от лютеранства в Швейцарии и связано с доктриной цюрихского свящ. У. Цвингли, согласной с учением Лютера в базовых идеях (опора на Священное Писание, резкая критика схоластич. богословия, принципы «оправдания верой» и «всеобщего священства»), но отличающейся более рационалистичной трактовкой Евхаристии и более последовательной критикой церковных обрядов. С сер. 1530-х гг. развитие реформационных идей и их воплощение в жизнь в Швейцарии связаны с именем Ж. Кальвина и его деятельностью в Женеве. Гл. положения учения Кальвина – трактовка концепции предопределения и создание модели церковного и гос. устройства, представленные в соч. «Наставление в христианской вере» (1539). К рубежу 16–17 вв. последователи Цвингли и Кальвина объединились в одно движение – кальвинизм. Важнейшие вероисповедные документы кальвинизма – Гейдельбергский катехизис (1563), Каноны Дордрехтского синода (1618–19) и Вестминстерское исповедание веры (1647).
Третье крупное направление П. – англиканство – появилось в ходе реформационных преобразований в церкви Англии, начатых по инициативе короля Генриха VIII. Англ. парламент в 1529–1536 принял ряд статутов, сформировавших независимую от Рима нац. Церковь, с 1534 подчинённую королю. В 1536 принят первый вероучительный документ англиканства – «Десять статей», составителем которого стал архиеп. Кентерберийский Томас Кранмер (1489–1556), гл. идеолог англ. Реформации. Доктрина англиканства отражена в Книге общих молитв (1549, 2-я ред. – 1552), Книге проповедей (1548–53), «Тридцати девяти статьях» (1563). Проведение Реформации «сверху», компромиссный характер преобразований, сохранение церковной иерархии с апостольским преемством рукоположений (этим определено ещё одно название англиканской Церкви – Епископальная церковь) позволяют считать англиканство самым умеренным течением протестантизма.
Со 2-й пол. 16 в. расхождения в протестантской теории и практике послужили причиной образования разл. течений в реформационном движении. В Англии появились пуритане, выступавшие за очищение Англиканской церкви от наследия католич. традиций. В кальвинизме по принципу устройства общин произошло разделение на пресвитериан (управляемых выборной консисторией во главе с пресвитером) и конгрегационалистов (провозгласивших полную автономию общин). Общины континентально-европейского происхождения, преимущественно французские, нидерландские и швейцарские, стали называться реформатскими (см. Реформаты). Реформатиские церкви обычно признают централизованное управление, и у некоторых из них, в отличие от пресвитериан и конгрегационалистов, есть епископы. Полемизировавший с Кальвином исп. теолог М. Сервет стал одним из первых проповедников унитарианства – учения, отвергающего догмат о Св. Троице и Богочеловечестве Иисуса Христа (см. Унитарии). Во 2-й пол. 16 в. унитарианство распространилось в Польше, Литве, Венгрии, в 17 в. – в Англии, в 19 в. – в США.
Реформация и П. нашли широкую поддержку разл. слоёв европ. общества, жизнеспособность нового религ. движения во многом определила возможность выразить социальный протест с апелляцией к библейским заповедям. В Германии и швейц. Цюрихе активную проповедь об утверждении социальной справедливости в обществе начали анабаптисты. Подвергшиеся жестоким гонениям и от католиков, и от «классических» протестантов анабаптисты бежали в Голландию, Англию, Чехию, Моравию (гуттериты), позднее – в Сев. Америку. Часть анабаптистов слилась с последователями т. н. Моравской церкви и в 18 в. образовала общину гернгутеров (см. в ст. Моравские братья). Наиболее известная анабаптистская деноминация – меннонитство, названная по имени её основателя нидерл. свящ. Менно Симонса, последователи которого выбрали эмиграцию как форму пассивного социального протеста. От меннонитов во 2-й пол. 17 в. отделились амиши. Под влиянием идей анабаптистов и меннонитов в сер. 17 в. в Англии появилось квакерство, отличающееся учением о «внутреннем свете», необычной для 17 в. социальной этикой (отрицание социальной иерархии, рабства, пыток, смертной казни, бескомпромиссный пацифизм, веротерпимость).
Для протестантской теологии 17–18 вв. характерна идея о том, что Церковь должна состоять только из сознательно обращённых людей, переживших личную встречу со Христом и деятельное покаяние. В «классическом» П. выразителями этой идеи стали пиетисты (см. Пиетизм) в лютеранстве и арминиане (см. Арминианство) в кальвинизме. В кон. 17 в. из пиетистов в отд. деноминацию выделилась закрытая община данкеров.
В 1609 в Голландии из группы англ. пуритан образовалась община последователей Дж. Смита – баптисты, вскоре разделившиеся на «общих» (последователей Смита) и «частных» (последователей английского пастора Г. Джейкоба, в 1616 основавшим общину в Лондоне). В 1639 баптизм появился в Сев. Америке и ныне является самой крупной протестантской деноминацией в США.
Гл. особенностью методизма, возникшего в Великобритании в нач. 18 в., является учение об «освящении»: свободное обращение человека ко Христу (в арминианской трактовке) проходит в два этапа: сначала Бог освящает человека праведностью Христа («оправдывающая благодать»), затем даёт ему дар святости («освящающая благодать»). Методизм быстро распространился, прежде всего в США и в англоязычных странах, благодаря своеобразным формам проповеди – массовым богослужениям под открытым небом, институту странствующих проповедников, домашним группам, а также ежегодным конференциям всех служителей. Из методизма выделились Церковь Назарянина (1895) и Уэслианская церковь (см. в ст. Методисты), упрекавшие методизм в излишнем либерализме.
Деноминация Плимутских братьев (дарбистов), появившаяся в Великобритании в 1820-е гг., придерживается диспенсационалистской доктрины, согласно которой история человечества делится на отд. периоды, в каждом из них действует характерный для него закон Бога. В 1840-е гг. произошёл раскол на «открытых» и «закрытых» дарбистов.
Адвентизм появился в 1830-е гг. в США на основе толкования библейских текстов о Втором пришествии Иисуса Христа и возможности его точного вычисления. В 1863 создана организация самого крупного течения в адвентизме – Церковь адвентистов седьмого дня. Во время 1-й мировой войны выделились адвентисты-реформисты, недовольные частичным отказом адвентистов от пацифизма. Адвентисты седьмого дня отличаются отрицанием бессмертия души, отрицанием рая и ада, почитанием субботы как седьмого дня служения Богу, признанием восстановления библейского дара пророчества и видений через основательницу церкви Э. Уайт.
Отличит. особенностью Новоапостольской церкви, возникшей во 2-й пол. 19 в. в Великобритании на основе общин т. н. ирвингиан, является культ «апостолов» – руководителей церкви, чьё слово имеет такой же вероучительный авторитет, как и Библия.
В 19 в. наметилась тенденция к размыванию границ протестантских церквей. В англоязычном мире этому способствовал ривайвелизм – движение, призывавшее христиан к покаянию и личному обращению. Результатом стало появление т. н. евангеликов (evangelicals) и объединённых церквей. Евангелики, появившиеся в США в 19 в., проповедуют внеденоминационное личное обращение, «рождение свыше» при особом действии Бога, изменяющего сердце верующего, веру в крестную жертву Христа и активное миссионерство. Консервативное крыло евангеликов создало диспенсационализм, либеральное – социальный евангелизм (изменение социальной реальности с целью приближения её к Царствию Божию). Т. н. неоевангеликализм появился в 1940-х гг., объединив тех, кто критиковал либеральных евангеликов за нравственный релятивизм, а консерваторов – за закрытость и выступал за активную проповедь совр. средствами. Неоевангеликализм породил в США многочисл. популярные телепрограммы (телеевангелизм) и т. н. мегацеркви – церковные организации, в которых существуют «центр» (гл. церковь во главе с руководителем, вырабатывающая стиль богослужения и проповеди, пособия для воскресных школ и социальной работы и т. д.) и «филиалы» (многочисл. церковные общины, находящиеся в прямом и жёстком подчинении «центру»).
В сер. 19 – нач. 20 вв. появились т. н. объединённые церкви в результате слияния разных протестантских деноминаций – лютеран, англикан, реформатов, пресвитериан, методистов, баптистов, квакеров и др. В большинстве случаев слияние происходило добровольно, иногда навязывалось гос. властью. Объединительной основой этих церквей является их историческая причастность к Реформации и вероучительная близость. В кон. 19 в. появились т. н. свободные церкви – протестантские общины, существующие независимо от гос. протестантских церквей.
Разработка теологии П. в 20 в. характеризуется развитием идеи возвращения совр. Церкви мистич. даров древней Церкви и стремлением адаптировать христианство к неевропейским культурам. Так, в нач. 20 в. из методистской группы «Движение святости» образовалось пятидесятничество, которое отличается признанием исключит. роли в Церкви Святого Духа, даром глоссолалии. В 1960–1970-х гг. движение пятидесятничества получило новый импульс развития за счёт представителей христианских деноминаций, использующих пятидесятнич. практики. Под влиянием «контекстуальной теологии» и пятидесятничества в 20 в. возникли самобытные азиат. и афр. церкви.
В рамках протестантской теологии в 1910 появилось экуменическое движение (см. Экуменизм), поставившее своей задачей объединение всех протестантских церквей. В 1948 в Амстердаме на базе межпротестантских движений «Вера и церковное устройство», «Жизнь и деятельность» и «Международный миссионерский совет» возник Всемирный совет церквей (ВСЦ), который позиционирует себя как содружество христианских общин, не являющееся к.-л. церковным институтом. ВСЦ и экуменизм как движение вызывают противоречивые оценки в протестантской среде: от принятия до полного отрицания (напр., адвентисты).
Общая численность протестантов в мире св. 600 млн. чел. (по подсчёту исследователей, расширительно трактующих принадлежность разл. деноминаций к П., ок. 800 млн. чел.). В 92 странах П. является крупнейшим по количеству приверженцев направлением христианства, в 49 странах протестанты составляют большинство населения.
Протестантизм в России
Первые протестанты-иностранцы появились в России уже в начале Реформации: лютеране – в 1520-е гг., англикане – при Иване IV (1533–84), кальвинисты – в кон. 16 в. Образовавшиеся постоянные протестантские общины в Москве, Архангельске, Вологде и др. торговых городах существовали изолированно от рус. населения. Протестантам разрешалось свободно исповедовать свою веру, но под страхом смерти запрещалось обращать в П. русских. В 17–18 вв. среди этнич. русских появилось т. н. духовное христианство – христововеры, духоборцы, молокане, вероучение которых отчасти было сходно с протестантским (в частности, отрицание икон, почитания святых, отказ от обрядности и т. п.). Правительство относилось к сектантам враждебно; традиц. наказанием была массовая ссылка (напр., духоборцы и молокане в 1-й пол. 19 в. были высланы в Закавказье).
К кон. 18 – нач. 19 вв. на территории Рос. империи оформились крупные лютеранские церкви в Финляндии, Прибалтике и небольшие кальвинистские общины в Польше, Прибалтике, на Зап. Украине. После указов имп. Екатерины II (1762, 1763) о привлечении в Россию иностранцев, в частности для освоения Новороссии и малозаселённых земель Поволжья и Урала, прибыли тысячи немцев – лютеран и меннонитов. Им была гарантирована свобода вероисповедания. В 1860-е гг. усилиями нем. миссионеров на Украине стал распространяться баптизм, в 1880-е гг. – адвентизм. В 1870-е гг. в С.-Петербурге в результате деятельности лорда Редстока появилась община евангельских христиан, придерживавшихся, в отличие от баптистов, арминианских взглядов. В это же время среди рос. немцев возникли общины Новоапостольской церкви. В нач. 20 в. на севере Рос. империи появились первые общины пятидесятников. В 1913 в России начала активно работать Армия спасения.
В 1920-е гг. деноминации неклассич. П. не преследовались сов. властью, рассматривавшей притесняемых в Рос. империи «сектантов» как союзников в построении бесклассового и справедливого общества. В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. гонения распространились и на протестантов. Изменение отношения власти к религ. деятельности во время Вел. Отеч. войны и после неё позволило в 1944 создать Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов, в котором стали регистрироваться, помимо баптистов, евангельские христиане, меннониты и пятидесятники, и Всесоюзный совет адвентистов седьмого дня. Однако вскоре общины пятидесятников и баптистов-«инициативников», недовольные жёстким контролем государства над жизнью верующих, стали выходить из Совета баптистов и оказались без регистрации и вне закона. В 1960 в связи с усилением гонений на верующих был лишён регистрации Союз адвентистов, вплоть до кон. 1980-х гг. адвентисты вели полулегальное существование, хотя официально их деятельность не была запрещена.
В кон. 1980-х – нач. 1990-х гг. возродились исчезнувшие в сов. время реформатство, методизм, Армия Спасения, Новоапостольская церковь. В 1990-х гг. в России активно работали легализованные иностр. миссии протестантов всех направлений. Их деятельность привела к изменению состава церквей за счёт притока новообращённых из традиционно непротестантских семей. В сферу влияния П. активно включились народы Сев. Кавказа и Крайнего Севера, создав новые этноконфессиональные сообщества. На нач. 2010-х гг. в России проживали ок. 1,5 млн. протестантов.
Вероучение
В целом П. следует осн. положениям Никео-Цареградского Символа веры с признанием Filioque; большинство протестантов исповедуют учение о Св. Троице, однако есть и унитарии. При согласии с общепротестантскими установками о приоритете Священного Писания, об оправдании верой, о «всеобщем священстве», об упразднении культа святых и Богородицы как посредников между Богом и людьми разные течения П. придерживаются характерных только для них особенностей вероучения. Для кальвинизма это учение о двойном предопределении (одни изначально предназначены к вечному спасению, другие – к вечной погибели), для баптизма – независимость поместных общин, отделение церкви от государства, для квакерства – учение о «внутреннем свете», для методизма – идея свободы воли и возможность достижения святости в земной жизни, для адвентистов седьмого дня – почитание субботы как седьмого дня и концепция тела как сосуда духа (отсюда культ здорового питания и образа жизни), для Новоапостольской церкви – культ совр. «апостолов», единственных наследников первоначальной Церкви, для пятидесятничества – возможность мистич. общения с Богом через глоссолалию.
Из протестантских принципов спасения следует особенность протестантской экклезиологии – священство всех верующих. При этом в Англиканской церкви, а также в части лютеранских церквей сохраняется апостольское преемство рукоположений. Церковь в П. понимается как собрание общин всех верующих во Христа (хотя некоторые протестантские группы не признают иные протестантские деноминации христианскими). Англикане, лютеране, кальвинисты и их последователи признают два таинства – крещение и Евхаристию (причащение в отличие от католиков «под обоими видами» – Телом и Кровью Христовыми), др. церковные таинства понимают лишь как обряды. В Новоапостольской церкви признаются три таинства: крещение, причащение и «запечатление Духом Святым» (совершается только «апостолом»), у гернгутеров, помимо крещения и причащения, признаётся исповедь. Во всех др. протестантских деноминациях крещение и причащение сохраняются как символич. обряды, у унитариев, квакеров, в Армии Спасения они отсутствуют.
Большинство протестантов отвергают католическое учение о чистилище, однако некоторые влиятельные англиканские и методистские богословы говорят о посмертном «очистительном огне», который неравнозначен аду. Все протестанты согласны с тем, что спасает человека только вера, но расходятся в понимании того, какую роль в спасении играют добрые дела.
Большое значение в П. придаётся трудовой этике. Лютер и ещё более активно Кальвин учили, что любая трудовая деятельность может быть угодной Богу. Отсюда концепция «мирского призвания»: каждого человека Бог поставил на своё место и доверил определённое дело, как в семье, так и в обществе, сделав его Своим управляющим; человек, честно трудясь, идёт путём спасения и прославляет Бога. Труд становится религ. ценностью, бережливость и воздержанность в мирской жизни, «мирской аскетизм», – одной из гл. добродетелей.
Рассматривая взаимоотношения общества и государства, Лютер предполагал, что человек должен сосредоточиться на личной праведности, Церковь должна этому способствовать, оставив за государством «земные» дела и не вмешиваясь в них, при этом «управитель должен считать себя слугой, а не господином народа». Кальвин провозгласил необходимость сочетания личной нравственной дисциплины и создание нравственного общества. Пуритане в Новой Англии впоследствии развили эту идею, выдвинув принцип «ковенанта» – завета между Богом, человеком и обществом. Меннониты и квакеры, частично адвентисты придерживаются пацифизма, запрета на службу в армии.
Выделяются неск. историч. периодов и направлений развития теологии П. Классич. протестантская теология (ортодоксия) складывалась в период от Лютера, Меланхтона, Цвингли, Кальвина до Дж. Эдвардса (1703–58). В её рамках выработаны и развиты общепротестантские принципы и сформулированы положения протестантской этики.
Либеральная протестантская теология (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. фон Гарнак), появившаяся в кон. 18 – нач. 19 вв., перенесла акцент со сверхъестественных аспектов христианского вероучения на этич. и социальные и поставила под сомнение положения христианской догматики (чудеса Христа, Воскресение Христово и т. д.). Библия стала рассматриваться не как Божественное откровение, а как продукт религ. творчества, ограниченный историей и культурой. Либеральная теология сопровождалась бурным развитием библеистики (Гарнак, А. Ричль и др.).
Фундаменталистская протестантская теология возникла в среде евангеликов (кон. 19 в.), название получила по опубликованной в 1910–15 серии брошюр «Основы: свидетельство истины» («The fundamentals: a testimony to the truth»). Оппонируя либеральной теологии, она настаивала на абсолютной достоверности общехристианских догматов и буквалистском прочтении Библии. Протестанты-фундаменталисты, как правило, стремятся активно участвовать в политике (обычно исповедуют крайне правые взгляды) и влиять на общественное мнение.
Как обобщающее обозначение ряда направлений реформатского и лютеранского богословия, в т. ч. диалектической теологии, теологии кризиса, теологии парадокса, теологии слова Бога и др., возникших в 1920–30-х гг., стремившихся ответить на вызовы христианского либерализма и фундаментализма, используется термин неоортодоксия. Диалектич. теология (родоначальник К. Барт), возникшая под влиянием идей С. Кьеркегора, настаивает на противоречии между верой и рациональностью, на абсолютной непознаваемости и «внеисторичности» Бога. Видные представители неоортодоксии – Р. Нибур, Р. Бультман, Э. Бруннер, П. Тиллих и др.
Радикальная, или «новая», теология возникла после 2-й мировой войны. Одним из её основоположников был лютеранский пастор Д. Бонхёффер. Он различал веру как решение идти навстречу личному Богу и религию как объективацию мистич. опыта в культовых практиках. Религия становится ненужной человеку, всё менее зависимому от коллективных практик и стремящемуся к самостоят. решениям, т. е. ставшим «совершеннолетним». Вера, которую человек обретает, и Церковь, которая эту веру хранит, должны служить людям и их потребностям. Христианство должно преодолеть внешнюю «религиозность» и стать «безрелигиозным» и личностным. Баптистский теолог Х. Кокс в кн. «Мирской град» (1965) говорил об оправданности секуляризации как естественного акта «взросления» человечества и необходимости смены форм и методов общения человека с Богом.
Идеи Д. Бонхёффера и Х. Кокса вдохновили мн. протестантских теологов искать путь веры в секулярном мире с позиций «безрелигиозного христианства» и породили множество т. н. теологий родительного падежа («теология смерти Бога», «теология надежды» и т. п.). Все они, так или иначе, касаются не только Бога, но и разных аспектов жизни человека, что отражает их основной постулат: слово о Боге в совр. мире – это и слово о человеке. Бог, согласно этим теориям, не являет Себя напрямую в совр. мире, Его нет в сознании совр. секулярных людей; старая христианская метафизика оказалась непригодна, привычный образ Бога разрушен. Человек и его проблемы – это то, где совр. теологи должны искать подлинного, не «метафизического» Бога. «Теологии родительного падежа» предметом рассмотрения выбирают разл. аспекты: полный моральный суверенитет человека в обезбоженном мире («теология смерти Бога», «теология смерти теологии»); межличностные отношения и любовь к людям как важнейший принцип жизни («теология кризиса»); перенос акцента с личного на общественное спасение – социальная теология («политич. теология», «теология надежды», «чёрная теология» и т. п.). Контекстуальная теология (азиат., афр. и иудеохристианские церкви) не только учитывает нац. специфику в богослужении и проповеди, но и совмещает с теологией лозунги нац. возрождения, предлагает способы решения нац. проблем.
Организационные принципы
Гл. структурной единицей в П. является община, которой управляют пастор и собрание верующих. Церковные служители считаются простыми делегатами сообщества верующих, все верующие являются носителями священства. При этом в ряде церквей существует церковная иерархия с прямым подчинением общин; в англиканстве сохранён епископат. Армия Спасения, адвентизм седьмого дня и Новоапостольская церковь имеют один управленч. центр, остальные деноминации организованы в независимые союзы и ассоциации с большой автономией общин. Промежуточное положение занимает Методистская церковь, состоящая из автономных церквей, но управляемая ежегодной двухпалатной (священники и миряне) конференцией.
К нач. 21 в. мн. протестантские церкви признали женское священство: Англиканская церковь, ряд лютеранских, методистских и пятидесятнич. церквей харизматич. толка, некоторые пресвитерианские и баптистские объединения. У адвентистов седьмого дня женщина может быть диакониссой. Мн. протестанты платят церковную десятину.
Богослужебная практика
Богослужение обычно состоит из пения церковных гимнов, совместной молитвы, чтения Священного Писания и проповеди. Стиль богослужения зависит как от традиции конфессии, так и от установок отд. общин.
Лютеране, англикане, пресвитериане, меннониты, методисты признают разл. формы водного крещения: на практике чаще используют обливание, методисты – окропление; в баптизме, евангельском христианстве, адвентизме, пятидесятничестве, Новоапостольской церкви крещение совершается исключительно полным погружением. Англикане, лютеране, пресвитериане, конгрегационалисты, реформаты, методисты, Новоапостольская церковь практикуют крещение детей, баптисты, адвентисты, пятидесятники признают крещение только взрослых (обычно в 12–18 лет, у гуттеритов – в 20–30 лет). Дети обычно благословляются пастором при рождении, посещают богослужение, но не считаются членами Церкви. В некоторых протестантских конфессиях существует конфирмация как обряд (в Англиканской церкви совершается епископом).
У амишей и данкеров, а также в ряде баптистских, адвентистских и пятидесятнич. общин перед хлебопреломлением совершается обряд омовения ног как элемент Тайной вечери. Похоронный обряд принят в большинстве протестантских конфессий (см. в ст. Погребение), однако молитвы за усопших отсутствуют.
Протестанты, за исключением квакеров и адвентистов седьмого дня, отмечают Рождество Христово, Крещение Господне, Пасху и Пятидесятницу. У англикан сохранились почти все праздники католич. Церкви, включая дни почитания святых, у лютеран – 1-е воскресенье адвента, Великий четверг, Страстная пятница, День всех святых, День поминовения усопших. Баптисты отмечают праздник Жатвы (сентябрь – октябрь).
Архитектура и изобразительное искусство
Основоположники П. по-разному относились к возможности использования иск-ва в Церкви и религ. жизни. М. Лютер полагал возможным использование изображений назидат. и поучит. характера, иллюстрирующих Священное Писание, однако не считал их наличие обязательным и не отводил им значимой роли. Ж. Кальвин считал невозможным изображение Бога из-за опасности идолопоклонства, оставляя за иск-вом право передачи историч. событий. А. Карлштадт и У. Цвингли были яростными иконоборцами; в течение 16 в. иконоборчество сопровождалось уничтожением произведений церковного иск-ва (в Германии в 1520-х гг., в Англии с 1536, в Шотландии в 1559, во Франции в 1560–62, в Нидерландах в 1566–67 и т. д.).
Под влиянием протестантского богословия изменилась иконография некоторых традиц. сцен: «Страшный Суд» изображается без ходатайствующей Богоматери, «Се Человек» – без ран Христа. Сцена «Оплакивание» утратила популярность, на первый план вышли сюжеты «Христос и блудница», «Христос и самаритянка», «Иов и Елиуй», которые вместе с новой, приписываемой Л. Кранаху Старшему, композицией «Закон и Благодать» (1529, замок Фриденштайн, Гота, Тюрингия) иллюстрировали принцип спасения верой. Кранах создал много портретов Лютера, иллюстрировал издание Библии в его переводе; мастерская Кранаха стала центром печатания пропагандистских гравюр, наглядно объяснявших отличия лютеранских представлений от римско-католических [серия «Страсти Христа и Антихриста» Кранаха Старшего (1521), где сопоставляются житие Христа и жизнь папы Римского; гравюра «Основные различия между истинной религией Христа и лживым идолопоклонским учением Антихриста» Л. Кранаха Младшего (ок. 1547) и др.]. В лютеранских церквах допускалось наличие алтарного образа со сценами «Тайной вечери» или «Распятия», сохранявшего традиц. вид полиптиха, но использовавшего новую иконографию, нередко включавшую самих деятелей Реформации.
В течение длительного времени протестантские службы проходили в построенных ранее католич. храмах. Собств. церковная архитектура П. возникла лишь в кон. 17 в. и развивалась на базе традиц. типов (центрич. и базиликального), опираясь в каждом регионе на местные архит. традиции, также следуя стилевым тенденциям эпохи. Осн. функциональным требованием церковного пространства стали вместительность и удобство проповеди, гл. элементами в интерьере – проповеднич. кафедра, крещальная купель (в некоторых направлениях П. помещается возле алтаря), алтарь и орган. В протестантских странах Церковь утратила роль гл. заказчика произведений изобразит. иск-ва, что послужило стимулом для развития светского иск-ва.
Музыкальная культура
О музыкальной культуре см. статьи Протестантский хорал, Лютер М., Кальвинизм.