ПРАВОСЛА́ВИЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРАВОСЛА́ВИЕ (калька с греч. ὀρθοδοξία, букв. – правильное мнение), со времён древней Церкви обозначение приверженности к исповеданию истинной христианской апостольской веры в отличие от ересей, определившее после разделения церквей 1054 конфессиональное самоименование сообщества вост. церквей визант. традиции, находящихся между собой в догматич. и сакраментальном единстве на основе верности решениям Вселенских соборов и святоотеческому преданию; является, т. о., синонимом православной Церкви.
История
История – см. в ст. Христианство.
Вероучение
Источниками вероучения в П. являются Священное Писание Ветхого и Нового Завета (Библия) и Священное Предание, хранящие истины Божественного Откровения и переживаемый Церковью опыт богообщения. В вопросе о соотношении Писания и Предания П. избегает всякого противопоставления: исходя из понимания Предания как жизни Святого Духа в Церкви и её живой памяти, православное богословие отвергает тезис протестантизма о формальном приоритете Писания над Преданием, подчёркивает их общность, обусловленную внутрицерковным происхождением, и взаимодополняющую целостность.
В ходе истории, отвечая на богословские вызовы, отцы и учители Церкви постепенно вырабатывали определения по существенным вопросам веры, составляли исповедания, которые, будучи восприняты вселенской Церковью в качестве взаимно согласных (лат. consensus patrum) и истинных, получили в П. статус догматов. В связи с тем, что главным и непогрешимым выразителем вероучительной истины в П. считается соборный разум вселенской Церкви, осн. и высшей формой её провозглашения, в отличие от католицизма, признаётся только Вселенский собор. В качестве соборно принятых учительных формулировок богооткровенных основ веры и спасения догматы в П. неизменны и всеобщи. Поэтому претензии гностич. и эзотерич. толка на обладание некоторыми посвящёнными людьми особым тайным знанием, имеющим для избранных спасительную силу, отвергаются Церковью как ложные.
Центр. место в православном вероучении занимает утверждённый I и II Вселенскими соборами (325 и 381 соответственно) Никео-Константинопольский (Никео-Цареградский) Символ веры, который исповедуется перед принятием крещения, за каждой Божественной литургией, в др. моментах богослужения и включён в ежедневные молитвы верующих. С 7 в. формулировка Никео-Константинопольского символа как истинного правила веры считается непреложной. Важное значение имеют также решения некоторых поместных соборов, догматич. творения и исповедания великих отцов Церкви, тексты доктринального характера, употребляемые в литургич. практике. Последоват. изложение православного вероучения представлено в катехизисах; систематизацией и толкованием вероучительных истин занимается догматич. богословие. В неразрывной связи с вероучением рассматриваются в П. церковные каноны, являющиеся приложением догматов к практич. жизни христианского общества.
Православное учение о Боге вырабатывалось в первые века христианства в контексте споров о смысле и содержании спасительной миссии Иисуса Христа (см. в статьях Арианство, Монархианство). При этом догматич. высказывания о Боге и Его атрибутах, имея зачастую утвердительную, катафатич. форму, в целом носят апофатический, т. е. имплицирующий невозможность рационального определения, характер, поскольку в П. постулируется принципиальная непостижимость Бога для человека.
Утверждая Божественность пришедшего в мир Спасителя (Мессии-Христа), П., как и др. христианские направления, опирается на новозаветные свидетельства и видит в Нём воплощённого Логоса, предвечного Сына Божия, посланного Богом Отцом ради искупления человеческих грехов (см. Боговоплощение, Рождество Христово). Св. Дух, активно участвующий в домостроительстве спасения и ниспосланный Церкви от Отца Христом после Его Воскресения (см. Воскресение Христово) и Вознесения в небесную славу (см. Вознесение Господне), также в полной мере божествен. На основе богословского синтеза раннехристианской (доникейской) традиции, творчески осуществлённого святителями Василием Великим, Григорием Богословом и Григорием Нисским, в П. в 4 в. соборно утвердился догмат о Пресвятой Троице (греч. Τριάς) – едином по сущности (οὐσία) и троичном в Лицах (πρόσωπα ), или Ипостасях (ὑποστάσεις ), Боге (тринитарный догмат, триадология). Совершенная равночестность Божественности каждой из Ипостасей Троицы при отсутствии к.-л. внутр. субординации обозначается термином «единосущный» (ὁμοούσιος ). Так, с использованием богословско-филос. терминологич. аппарата в П. удаётся догматически выразить истину новозаветного Откровения, сохранив при этом верность монотеистич. традиции Израиля, утверждающей абсолютную единственность Бога – суверенного Творца и Промыслителя мира.
Сущностное и ипостасное единство Троицы определяют также единство Её действий вовне: как творение мира, так и домостроительство спасения – общее дело триединого Бога. Характерным для П. является представление о нетварной Божественной энергии, которая в разл. множественных проявлениях обнаруживает абсолютно трансцендентную Божественную сущность в тварном мире, делая её тем самым доступной человеку для энергийного приобщения и только благодаря этому именуемой и в некотором смысле познаваемой. Вечно исходя из сущности, энергия неотделима от неё и потому являет Самого Бога. Наиболее развёрнуто это учение, соответствие которого Преданию Церкви было подтверждено константинопольскими соборами сер. 14 в. и последующей рецепцией во вселенском П., было сформулировано свт. Григорием Паламой.
Творение Богом мира, будучи волевым актом, энергийным проявлением Творца, в отличие от имманентных ипостасных взаимоотношений, не затрагивает Божественной сущности, что выражается термином «творение из ничего» (2 Maк. 7:28). Как мир бесплотных ангелов, так и материальный мир во главе с человеком радикально отличны от Бога в силу своей тварности, а Бог абсолютно трансцендентен по отношению к Своему творению в силу Своей нетварности. При этом красота и гармония мира красноречиво свидетельствуют о Создателе. Особую печать Творца несёт на себе человеческая природа: в наделённости разумом, личной свободой, бессмертной душой, способностью к духовной жизни и творчеству усматривается образ Божий в человеке (ср.: Быт. 1:26–27), служащий основанием его динамич. возрастания к богоподобию. Одновременная принадлежность человека к миру вещественному позволяет говорить о нём как о средоточии творения, объединяющем в себе духовное и материальное начала мироздания. Особенности человеческой природы связаны с высоким предназначением людей «обладать землёю» и «владычествовать над ней» (Быт. 1:28), возделывать и хранить рай (Быт. 2:15), т. е. быть соработниками Создателя и возводить через себя всё творение к внутр. гармонии природных сил и движений, направляя их к единению с Богом. Исполнению этой возложенной на первочеловека творч. задачи воспрепятствовало его грехопадение – непослушание Божией воле (см. Грех первородный), приведшее к разладу между вложенными в человека благими стремлениями (природная воля) и личным выбором (гномич. воля). В П. следствием грехопадения человека и признаком греховного состояния его природы считаются помрачение в нём образа Божия и склонность человека ко злу (хотя и не окончат. утрата им свободы воли, как если бы он совершенно неспособен был желать доброго), что делает невозможным достижение человеком поставленных целей и обнаруживает необходимость в исцелении от греха, т. е. спасении.
Осуществлённая промыслом Божиим спасительная миссия связана с пришествием в мир Христа. Видя во Христе обладающее полнотой божества Второе Лицо Троицы, православное вероучение свидетельствует также о полноценной человечности воплотившегося Сына Божия. Будучи безначальным Богом, Он рождается в определённый историч. момент, не претерпевая ущерба для Своего внутритроичного бытия и не утрачивая Божественного достоинства, получает пречистую плоть вследствие девственного зачатия наитием Св. Духа от Девы Марии, которая именуется в П. Богородицей, Матерью Божией и Приснодевой. Бог становится во всём, кроме греха, подобным человеку (Евр. 4:15), принимая на Себя свойственные человеку ограничения и немощи (см. Кеносис). Воплощённый Логос усваивает Себе всё человеческое, так что божественная и человеческая природы соединяются в единой ипостаси, образуя единого Богочеловека Иисуса Христа. IV Вселенский собор (451) выработал вероопределение о «неслитном, нераздельном, неразлучном и неизменном» образе единения двух естеств во Христе, которое подразумевает взаимопроникновение и взаимообщение их свойств. Следствием учения о двуприродности Иисуса Христа (дифизитство) является догмат о присущих Ему двух находящихся в согласии природных энергиях и волях (дифелитство), принятый VI Вселенским собором (680–681). Сосуществование и взаимодействие Божественной и человеческой природ во Христе ведёт к обожению последней и делает Христа Новым Адамом. Поскольку грех осознаётся в П. большей частью как наследуемая болезнь, расстройство и искажение изначально благой природы человека вследствие прародительского непослушания воле Божией, то представление об обо́жении человеческой природы относится к одному из фундам. следствий искупления, понимаемого как «терапевтическое», «органическое» восстановление в человеке способности к богообщению и богоподобию. Поэтому, отводя центр. место в домостроительстве спасения Страстям Христовым и Крестной смерти Христа, П., в отличие от зап. исповеданий, не делает чрезмерного акцента на юридич. стороне Его заместительной Жертвы, выдвигающего в учении об искуплении на первый план идею необходимого адекватного удовлетворения Божественной справедливости за грех (напр., «сатисфакционная теория» Ансельма Кентерберийского). В тайне искупления православная сотериология выделяет 3 гл. аспекта служения Христа Спасителя: пророческое (преподание нового учения и Закона), первосвященническое (принесение Себя в искупительную Жертву ради человека) и царское (упразднение господства дьявола и возглавление нового творения). См. также Христология, Несторианство, Монофизитство, Монофелитство.
Плоды искупит. подвига Христа были переданы во Св. Духе общине апостолов (см. Пятидесятница). Тем самым было положено начало христианской Церкви, в которой всем верующим становятся доступными духовные дары и нетварные энергии, благодатно приобщающие человека к жизни Бога. Так, благодаря Христу, соединившему божественное и человеческое, и освящающему действию Св. Духа, Церковь является двуприродным, богочеловеческим организмом, в котором историч. и небесная, метаисторич. реальности образуют неслиянное и нераздельное целое: наступившее Царство Божие на земле.
Совершающееся многочисл. способами излияние освящающей благодати с особой силой сосредоточено в церковном богослужении, в таинствах и тайнодействиях (сакраменталиях), в которых в соответствии с духовно-телесной природой человека незримое богообщение осуществляется посредством разнообразных сакрально-символич. и материальных форм. Для православной сакраментологии, понимающей таинства как проникновение Божественной реальности в земную, является характерным видеть в литургич. культе Церкви мистич. эпицентр внутр. обращённости и движения всего творения к Создателю и, т. о., действенное начало эсхатологич. преображения космоса.
В культовом многообразии особо выделяются 7 таинств, установленных (непосредственно или косвенно) Самим Иисусом Христом: крещение, миропомазание, Евхаристия, покаяние, елеосвящение (соборование), священство и брак. К важнейшим тайнодействиям относятся обряды пострига монашеского, великого освящения воды в праздник Крещения Господня, освящения храма, погребения. Священство имеет 3 степени – диаконскую, пресвитерскую и епископскую, предназначено в П. только для мужчин, оно наделяет способностью к сакраментальному и учительному служению народу Божию, а также правом управления общиной. Во всех церковных священнодействиях гл. тайносовершителем и подателем благодати является Бог. При этом существенным моментом считается свободное произволение, активное содействие (συνεργία ) возглавляемых епископом или пресвитером верующих. Последнее выражается гл. обр. в эпиклезе (ἐρίϰλησις ) – непрестанном молитвенном обращении к Богу, призывании Св. Духа и испрашивании Его освящающего действия. Литургич. чтение фрагментов из Священного Писания, слова Божия, также относится в П. к явлению сакраментального порядка.
Центр. место в сакраментальной практике отводится таинству Евхаристии, совершаемому во время Божественной литургии, в котором по молитве Церкви хлеб и вино реально прелагаются, пресуществляются действием Св. Духа в Тело и Кровь Христа (Мф. 26:26–28; см. Пресуществление). Причащаясь освящённым Дарам Евхаристии, верующие наитеснейшим образом соединяются с Богом (Ин. 6:56–57), становятся «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4), ибо во Христе «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9; см. Причащение). Так, в Евхаристии Церковь в полной мере является не просто собранием верных, но единым Телом Христовым (ср.: 1 Кор. 10:17), богочеловеческим организмом, Глава которого – Сам Спаситель (Еф. 1:22–23; Кол. 1:18). Евхаристия носит также жертвенный характер, потому что в ней бескровным образом осуществляется искупительная Жертва Христа. Наряду с крещением и миропомазанием, Евхаристия считается таинством, необходимым для полноценного христианского посвящения и вступления в Церковь, основополагающим условием личного спасения и небесного блаженства: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53–54; ср.: Мк. 16:16).
Представление об особой экклезиологич. роли Евхаристии, с апостольских времён присущее церковному сознанию, запечатлённое в Священном Писании и творениях отцов Церкви, было заново открыто и переосмыслено в православном богословии 20 в. Наиболее полно евхаристич. экклезиология разработана в трудах рус. протопресвитеров эмиграции Николая Афанасьева и Александра Шмемана, греч. митр. Иоанна (Зизиуласа) (р. 1931). Согласно этому учению, евхаристич. образ существования Церкви имеет основополагающее значение для всех сторон её жизни, придаёт смысл её иерархич. структуре и определяет канонич. устройство. Будучи постоянным мистич. возобновлением Тайной вечери Христа и Его учеников, каждое евхаристич. собрание христиан есть тождественное проявление единой, неделимой Евхаристии, предстоявшим на которой был Спаситель. Соответственно каждая Евхаристия – это актуализация самой сущности Церкви как реального присутствия Христа и с Ним всей Пресвятой Троицы в общине верующих. Отсюда следует также, что гл. суть епископского и пресвитерского иерархич. служения, непрерывно передаваемого во Св. Духе от апостолов, – в предстоянии на Евхаристии, а формирование церковно-адм. единиц определяется объединением евхаристич. собраний вокруг епископа. На этом основании именно евхаристич. общение, а не структурно-организац. унификация, скрепляемая универсальным авторитетом и юрисдикционным приматом к.-л. верховного главы как правящего наместника Христа (ср., напр., экклезиологич. модель католицизма), признаётся в П. первостепенным признаком, сакраментальным стержнем и одним из самых существенных факторов соборного единства по образу Троицы, проявляемого среди автокефальных православных поместных церквей. Допускаемое в П. понятие первенства осмысляется экклезиологически лишь как первенство в любви и чести среди равных, за которым не признаётся юридич. полномочий использования власти в пределах канонич. границ др. автокефальных поместных церквей.
Т. о., единство Евхаристии и благодати Св. Духа служит залогом единства, святости, апостоличности и соборности Церкви. Считая П. полнотою церковной истины и веры, православная экклезиология в то же время не отрицает определённого действия благодати и элементов святости в пределах др. христианских конфессий. Не вынося «суда о мере сохранности или повреждённости благодатной жизни в инославии, считая это тайной Промысла и суда Божия», православная Церковь полагает критерием определения отношения к инославным конфессиям «степень сохранности веры и строя Церкви и норм духовной христианской жизни» (Основные принципы отношения Рус. православной церкви к инославию. 1.17). На этом основании могут признаваться некоторые таинства (крещение, миропомазание, священство), правильно совершённые вне пределов П. Констатация «некоего неполного общения» с отделившимися от П. сообществами служит залогом надежды на воссоединение (Там же. 1.15), а участие православной Церкви в экуменич. диалогах (см. Экуменизм) объясняется миссионерской необходимостью свидетельства о полноте истины на этом пути.
Достижение личной праведности также имеет в П. важное сотериологич. значение, являясь показателем действительного усвоения каждым человеком плодов искупительной голгофской Жертвы. При этом этика никогда не получает статуса самодовлеющей, индивидуально ориентированной дисциплины, но осмысляется в неразрывной связи верующего с жизнью в Церкви, с активным участием в её миссионерской, литургич. и аскетич. практике. Православное вероучение отрицает абсолютную предопределённость человека не только к вечной погибели, но и к спасению (см. Предопределение). Получая от Бога при вступлении в Церковь благодатную свободу и возможность самоопределения к благу, крещёные призваны предпринимать непрестанные волевые и молитвенные усилия к достижению добродетели, ибо «Царство Небесное силою берётся» (Мф. 11:12). Плодом борьбы со страстями и очищения сердца от греха должно стать, по православному учению, не отвлечённое нравственное совершенство, но обретение христианской святости: преображение человека в новую тварь, в нового Адама по образу Христа, «стяжание Святого Духа» (по выражению прп. Серафима Саровского), обожение. Подтверждённый как многочисл. примерами праведности в мирской жизни, так и в особенности монашеским опытом «умного делания» и «добротолюбия» (филокалии), достигшим предельных высот в исихазме, этот путь признан в П. фактически единственным истинным путём верующего к внутр. созерцанию Бога, к личной встрече с Ним, и, значит, к подлинному богопознанию и спасению человека.
В 8–9 вв. в рамках православной христологии получило догматич. обоснование иконопочитание, являющееся в П. неотъемлемым элементом литургич. культа и частного благочестия. Богословскую полемику с иконоборчеством возглавляли в разное время прп. Иоанн Дамаскин и прп. Феодор Студит. Церковное суждение по этому вопросу было вынесено VII Вселенским собором в 787. Истинный смысл почитания икон коренится в факте Боговоплощения и в православном учении об образе как о визуальном репрезентанте, представителе изображённого прототипа, устанавливающем, однако, реальную духовную связь между прообразом и тем, кто на образ взирает. Поэтому образу воздаётся честь в той мере, в какой проявляется и осуществляется молитвенное поклонение изображённому на нём через призывание его начертанного на иконе имени. Как гласит определение VII Вселенского собора, «поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображённого на ней».
Считая, что изображение Бога стало возможно вследствие Его вочеловечения во Христе, православное вероучение утверждает законную возможность и спасительную целесообразность Его иконы, а также икон тесно связанных с Ним личностей – Богородицы, ангелов и святых, поскольку они способствуют памяти о Боге и любви к Нему. При этом в П. как терминологически, так и практически чётко разделяется, с одной стороны, подобающее единственно Божеству поклонение как культовое служение (λατρεία ) и, с другой – «почитательное поклонение» (προσϰύνησις ), воздаваемое иконам.
В этой же плоскости лежит представление о культе святых и почитании их мощей. Указывая на непреходящее единство бессмертной души и бренного тела, православная антропология говорит о богоданной целостности человека, имеющей следствием глубинную взаимосвязанность его духовного и телесного опыта, так что материальное в человеке служит неотъемлемой составляющей и реально-символич. выражением его личности и будет восстановлено Богом в день всеобщего воскресения.
Особое почитание в П. Девы Марии, Её исключит. положение как пречистой Матери Божией, «Новой Евы», Царицы Небесной получает вероучительное оправдание только в непосредственной связи с домостроительством спасения и Жертвой Сына Божия. Не отрицая заслуг и высочайшего человеческого подвига Богородицы, явившей пример глубочайшей веры, самоотверженной жизни в соответствии с волей Божией, личной непорочности и святости, православная мариология избегает догматич. положений, наделяющих Её сверхъестественными привилегиями и обнаруживающих параллели к искупительным деяниям Христа, как, напр., католич. догмат непорочного зачатия, т. е. освобождения Марии от первородного греха ещё до Боговоплощения и Крестной жертвы Христа, или проявляющаяся в католич. богословии тенденция представить Её в роли «соискупительницы». Формально не догматизируя телесного взятия Богородицы в небесную славу, П. литургически переживает тайну Её блаженного Успения и свидетельствует о нём как о естеств. кончине, однако в такой степени преисполненной обилием любви и силы Божией, что смерть и тление не имели никакой возможности удержать Марию в своей власти. Переход Богородицы к вечному бытию являет исключит. пример реальности искупления, совершённого Христом, и начала новой эры вступающего в силу Царства Божия.
Полное, всеобщее и окончат. исполнение Божественного замысла о судьбах мира и человека описывается в эсхатологии. Поскольку явление Бога во плоти воспринимается в П. как центр. событие священной истории, как неповторимое осуществление всех пророчеств и ожиданий, как наступление Царства Небесного, вся жизнь Церкви уже наполнена эсхатологич. содержанием, в котором решающим является присутствие Божие между Его Первым и Вторым пришествием (парусия). Ожидание конца истории, всеобщего воскресения мёртвых и всеобщего последнего Суда (Страшного суда) сопряжено с представлением о совершающемся частном суде: по отделении от тела после смерти душе определяется вид существования в соответствии с делами и образом жизни человека. В П. нет учения об особом месте очищения душ, чистилище, однако допускается возможность изменения загробной участи по молитвенному ходатайству святых и верующих. После всеобщего последнего Суда, которому будет предшествовать соединение душ с нетленными телами, к.-л. изменение человеческих судеб будет невозможно, поскольку произойдёт окончат. разделение добра и зла (ср.: Мф. 25:46). Отвергнув на V Вселенском соборе (553) учение Оригена о всеобщем спасении, православная Церковь допускает для нежелающих покаяться и вернуться в лоно божественной любви грешников «вторую смерть» (Откр. 20:14), т. е. полное забвение Божие, и, как следствие, вечные адские страдания. Спасённым праведникам уготовано непрестанное блаженство истинного богопознания в Царстве Отца, в преображённом мире, когда «Сам Сын покорится Покорившему всё Ему» и «будет Бог всё во всём» (1 Кор. 15:28). Времена и сроки последних событий не открыты, они – суверенные деяния сокровенного промысла и воли Божией.
Структура и административное устройство
Структура и административное устройство – см. в ст. Поместная церковь.
Аскетическая практика
Достижение цели христианской жизни – обожения, святости предполагает борьбу человека со своими страстями и греховными привычками. Эта борьба совершается во взаимодействии благодати Божией и человеческой воли. В Новом Завете, в трудах отцов и учителей Церкви обосновывается действенная необходимость молитвы, поста, воздержания, нестяжания, покаяния, милосердия и др. добродетелей как средств на пути обожения. Для выработки форм и мер аскезы в П. предусмотрен институт духовничества – ведение духовной жизни под руководством опытного священника-духовника. Особой формой аскетич. практики является монашество. См. также Аскетизм, Аскетика.
Богослужение
В истории развития православного богослужения условно выделяются: ранний период – 1–3 вв.; период с 4 до 9–10 вв.; период с 9–10 вв. до современности.
Осн. источниками о раннехристианском богослужении 1–3 вв. являются Новый Завет, творения отцов и учителей Церкви, литургико-канонич. памятники (Апостольское предание, Апостольские постановления, Дидахэ, Дидаскалия св. апостолов и др.). Небольшое количество источников не позволяет получить полное представление о богослужении этого периода. Для него характерно разнообразие богослужебных традиций и календарных систем, при этом затруднительно отделить богослужение вост. части Церкви от богослужения на Западе. Первоначально христиане могли принимать участие в иудейском храмовом богослужении (до разрушения Иерусалимского храма в 70), в связи с этим в православном богослужении существует много заимствований из иудейского богослужения: чтение книг Ветхого Завета, структура молитв, некоторые переосмысленные праздники и символика. В ранний период сформировались чинопоследования осн. таинств – Евхаристии, крещения, миропомазания. Был установлен гл. праздничный день недели – воскресенье, 1-й день после субботы, праздничного дня у иудеев. В воскресный день верующие собирались вместе для участия в Евхаристии. Из-за гонений и практич. отсутствия храмов богослужения совершались в осн. в домах верующих.
Важным рубежом в истории православного богослужения является дарование христианам свободы вероисповедания при имп. Константине Великом (306–337). Богослужение стало совершаться в храмах, в связи с чем начали формироваться принципы сакральной архитектуры, развиваться церковное пение, появились спец. облачения для духовенства и т. д. 4–9 вв. характеризуются как время унификации богослужения с частичным сохранением литургич. разнообразия, унаследованного от раннего периода.
Вследствие централизации церковных областей к 4 в. в вост. части Рим. империи сложились осн. типы богослужения, среди которых наибольшее значение получили александрийский и вост.-сир. обряды, известны также антиохийский, каппадокийский, арм. обряды. В период после правления имп. Константина Великого в связи с возрождением святынь Иерусалима особенное значение для Востока приобрело иерусалимское богослужение, а также богослужение Константинополя как новой столицы империи. В это же время сложились свои типы богослужения в зап. части империи (см. в ст. Католицизм). Различия между «литургич. семьями» и типами богослужения заключаются в использовании разных анафор (литургий), гимнографии, псалмов и молитв для служб суточного круга, разного распределения чтений Священного Писания в течение года. В 4 в. сложились осн. литургии православного богослужения: литургии ап. Иакова, свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста, ап. Марка и др. Богослужебные чины получили дополнит. литургич. оформление, в т. ч. песнопения для разл. частей литургии – входа, переноса Св. Даров на престол и др. Чинопоследование богослужения начали записывать.
В связи с тем, что в Иерусалиме множество мест связано с земной жизнью Иисуса Христа, богослужение в этом городе стало включать в себя разл. процессии для перехода от одного значимого места к другому. Этот тип богослужения получил назв. стационального. Со временем стациональное богослужение установилось и в некоторых др. городах, в т. ч. в Константинополе.
К 4–5 вв. относится установление ряда христианских праздников (напр., Рождество Христово), традиции соблюдать Великий пост и др. Определением I Вселенского собора (325) было унифицировано празднование Пасхи. На протяжении 5–9 вв. продолжалось формирование православного месяцеслова путём пополнения его новыми праздниками и днями поминовения святых, к 9 в. все дни года оказались соотнесены с теми или иными праздниками.
С 4 в. особое место в православном богослужении разных типов занимает монашеское богослужение разл. областей – египетское, палестинское и др. В дальнейшем особенности монашеского богослужения оказали влияние на православное богослужение в целом.
В связи с мусульм. завоеваниями 7–9 вв. мн. литургич. традиции ослабли, литургич. традиции Иерусалима (Палестины) и Константинополя стали явно преобладать. Это способствовало новому этапу унификации православного богослужения, начавшемуся в 8–9 вв. На основе константинопольской и палестинской литургич. традиций был выработан новый тип богослужения, соединивший черты обоих обрядов. Большое участие на начальном этапе этого процесса приняли монахи константинопольского Студийского монастыря во главе с прп. Феодором Студитом, поэтому этот процесс иногда называется «студийским синтезом». На его разных этапах важную роль играли также литургисты Малой Азии. Этот тип богослужения и доныне принят во всех православных поместных церквах (древние литургич. обычаи, напр., Александрийской православной церкви сохраняются ныне в богослужении Коптской церкви и Эфиопской церкви). В палестинско-константинопольском типе богослужения используется иерусалимский Часослов (службы суточного круга), Псалтирь делится на 20 кафизм, части Священного Писания (прежде всего Евангелие и Апостол) читаются в соответствии с тем порядком, который был принят в константинопольской послеиконоборч. практике. Совершаются 3 литургии – свт. Иоанна Златоуста (наиболее часто), свт. Василия Великого и свт. Григория Двоеслова (Преждеосвященных Даров). Корпус священнич. молитв вечерни и утрени взят из константинопольской практики и приспособлен к суточному кругу по иерусалимскому Часослову. Регулятором синтезированного типа богослужения стал монашеский Типикон (см. также Монашеские уставы) – сначала студийский, потом иерусалимский. Т. н. Иерусалимский типикон – осн. устав совр. православного богослужения – представляет собой палестинскую редакцию Студийского устава, выработанную в 11–12 вв. и распространившуюся с 13 в. в Византии, а затем и в др. странах, в частности у юж. славян (14 в.) и на Руси (15 в.). В рамках «студийского синтеза» произошло окончат. оформление того круга богослужебных книг, который используется в П. доныне. В частности, студийские гимнографы создали полный круг канонов для всех дней неподвижного годового круга, что привело к формированию Минеи в её совр. виде.
На Руси со времени её Крещения (кон. 10 в.) богослужение совершалось по палестинско-константинопольскому типу. До 15 в. был принят Студийско-алексиевский типикон (одна из ранних редакций Студийского устава) и использовались богослужебные книги, составленные в соответствии с требованиями Студийского устава. В 14–15 вв. начал распространяться Иерусалимский устав, принятый и ныне. Вместе с переводом на слав. яз. Иерусалимского устава был переведён корпус богослужебных книг, составленный в соответствии с этим уставом; эти книги имеют ряд отличий в составе и структуре от богослужебных книг студийского типа. В 16 в. начало книгопечатания на Руси способствовало окончат. унификации богослужебных текстов. В сер. 17 в. при патриархе Никоне были проведены литургич. реформы, в результате чего тексты богослужебных книг и отчасти их состав и структура были отредактированы и приведены в более близкое соответствие греч. оригиналу. Часть верующих, не принявших реформы, ушла в раскол и образовала разл. согласия старообрядцев (см. Старообрядчество), придерживающихся в богослужении дониконовских обычаев и текстов.
В совр. П. богослужение включает: чинопоследования и песнопения, организованные во времени; ряд богослужебных чинов с особенным сакральным значением – таинства; чинопоследования, которые могут совершаться по необходимости или желанию.
Богослужения времени делятся на ряд циклов, или богослужебных кругов: суточный, недельный, годовой подвижный и годовой неподвижный. Каждый из богослужебных кругов связан с определёнными богослужебными книгами. Песнопения, псалмы, молитвы делятся на неизменяемые и изменяемые. Неизменяемые повторяются каждый день на службах суточного круга и составляют их структуру – это, как правило, псалмы и молитвы. Изменяемые песнопения располагаются между неизменяемыми частями служб и меняются в зависимости от дня недели или года – это гл. обр. гимнографич. песнопения (стихиры, тропари, каноны и др.).
Службы суточного круга (церковный день начинается с вечера) связаны с моментами захода и восхода солнца (вечерня и утреня) и воспоминаниями определённых событий из новозаветной истории: Сошествие Св. Духа на апостолов в 3-й час, Распятие Иисуса Христа в 6-й час, Его смерть на Кресте в 9-й час. Суточные службы помещаются в Часослове.
Недельный (или седмичный) круг составляется из литургич. тем, или воспоминаний, связанных с каждым из дней недели (1-м днём церковной недели считается воскресенье): в воскресенье – воспоминание Воскресения Христова и память Пресвятой Богородицы, в понедельник – покаянная тема и память небесных сил, во вторник – покаяние и память св. Иоанна Крестителя, в среду и пятницу – прославление Креста и память Пресвятой Богородицы, в четверг – память святых апостолов и свт. Николая Мирликийского, в субботу – память всех святых и поминовение усопших. Литургич. темы дней недели содержатся в песнопениях Октоиха – гл. обр. в стихирах и канонах вечерни и утрени.
Годовой подвижный круг образуется вокруг празднования Пасхи, которая бывает от 22 марта (4 апр. н. ст.) до 25 апр. (8 мая н. ст.). День празднования Пасхи определяется по Пасхалии. Пасха предваряется периодом Великого поста и Страстной седмицы, воскресные и некоторые др. дни поста и каждый из дней Страстной седмицы связаны с определёнными воспоминаниями и праздниками; песнопения этого периода содержатся в книге Триодь Постная (см. Триодь Постная и Цветная). Праздничный период после Пасхи также связан с определёнными воспоминаниями и праздниками (Вознесение Господне, Пятидесятница); песнопения этого периода помещены в книге Триодь Цветная.
Неподвижный годовой круг образован праздниками и поминовениями святых, отмечаемыми в определённый день года. Церковный год начинается с сентября. Песнопения в честь праздников и святых помещаются в Минее.
Многие из чинопоследований таинств исторически связаны с литургией, эти чинопоследования помещены в Служебнике и Требнике.
Среди чинопоследований, совершаемых по необходимости или желанию, – чины освящения разл. предметов, последования молебнов разного типа, последования погребения и др. Эти последования помещаются, как правило, в Требнике вместе с последованиями некоторых таинств (крещения, миропомазания, покаяния, брака, елеосвящения).
В разных храмах (монастырских, соборных, приходских) и в разных местностях богослужение может иметь особенности, влияющие на торжественность и продолжительность служб. Это может быть связано с полнотой совершения богослужения (при богослужении может уменьшаться число песнопений и псалмов в службе, пропускаться назидательные чтения), с манерой и скоростью чтения, с особенностями богослужебного пения, которое может быть в разной степени протяжным и торжественным. Как правило, большую протяжённость богослужение имеет в монастырских храмах.
Архитектура и изобразительное искусство
Худож. традиция П. сформировалась в Византии и получила распространение на всём ареале её культурного влияния, также в Древней Руси. Её периодизация традиционно следует за процессами в худож. культуре Византии с последующим переходом к др.-рус. и рос. реалиям с выделением периодов поствизантийского и постосманского развития соответствующих регионов.
Архитектура и изобразит. иск-во восточнохристианского мира укоренены в раннехристианском худож. опыте, вобравшем многое из античной архитектонич. и визуальной культуры, которая, однако, была преломлена сквозь призму ветхозаветного и в особенности евангельского отношения к священным символам, как изобразительным, так и пространственно-архитектоническим. Особое внимание позднеантичной религ. теории и практики к мистич. опыту богообщения определило специфически вост. понимание священного пространства и образности, тяготеющее к спиритуализации и дематериализации. Христианский Восток испытал на себе также влияния прилегающих регионов Азии с их особой дуалистич. религиозностью, что отразилось прежде всего в аскетически-негативном отношении к материальности и телесности, проявляясь в экспрессивно-стилистич. минимализме худож. средств. Тем не менее память о классич. антично-эллинистич. прошлом обусловила постоянное стремление восточнохристианского иск-ва к эмоционально и чувственно выраженному одухотворению и к дифференцированной формально-стилевой системе (сложный колоризм, утончённая линеарность, светотеневые эффекты и т. п.), а также регулярно повторяющиеся попытки возвращения к античному худож. языку (т. н. Македонское возрождение, т. н. Палеологовское возрождение).
Раннехристианский архит. опыт построения и оформления литургич. пространства, выразившийся в создании и распространении христианского храма базиликального типа, в полной мере был усвоен и П. Особое распространение получил центрич. тип церковного здания, восходящий к раннехристианским постройкам (мартириям, баптистериям и т. д.), включая такие почитаемые святыни, как Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Центрич. тип рано обрёл символич. обоснование: космологическое (круг как образ совершенного творения-космоса), нумерологическое (октагон как образ «восьмого дня»), литургически-экклезиологическое (центр. вертикальная ось пространства как образ единства земного и небесного состояния Церкви – как знак присутствия Христа посередине церковной общины, совершающей Евхаристию). В эпоху Возрождения на Западе гуманистич. архит. теория делала попытки повторно обосновать идеальную форму христианского храма как именно центрич. сооружения в контексте ренессансной метафизики и неоплатонич. богословия. Для восточнохристианской и особенно рус. православной традиции этот опыт стал актуальным в эпоху классицизма. Однако достаточно рано весь символизм центрич. сооружения вступил в противоречие с традицией продольной ориентации всякого христианского богослужебного пространства, что применительно к восточнохристианской ситуации усугубилось присутствием специфически имперско-обрядового символизма.
Компромиссным решением стал выработанный христианским Востоком тип купольной базилики (Святой Софии храм в Константинополе). Гл. достижение архитектуры христианского Востока – крестово-купольная система со всеми вариантами её воплощения (храм под тромпами, бесстолпный храм и т. д.). Именно в крестово-купольном храме эстетически, конструктивно и пространственно были решены проблемы синтеза горизонтального и вертикального членения, общей ориентации литургич. пространства, соотношения гл. и второстепенных компартиментов, организованных вокруг центр. пространства, осенённого куполом и открывающего вид к алтарю. Спецификой храмово-литургич. традиции П. следует считать выделение и изоляцию алтарного пространства при помощи перегородок и даже особого сооружения-стены, несущей на себе иконные образы, что в др.-рус. зодчестве приобрело формы высокого иконостаса, наглядно отделяющего алтарную часть со священством от остального пространства с молящимися.
Богословское обоснование иконопочитания в П. обрело вид законченной системы в 8–9 вв. в связи с иконоборчеством. Постепенно в визант. иск-ве был выработан визуально-изобразит. канон, который регламентировал иконографию (с различением историч., прообразовательной и символич. составляющих), правила композиционно-предметных построений, а также стилистику изображений с их подчёркнуто условным декоративизмом (предпочтение цветовых плоскостей и линеарной орнаментальности) и двухмерностью в сочетании с конвенциональными позами и жестами. Однако именно в визант. худож. традиции сохраняются элементы эллинистич. иллюзионизма (особенно в колористич. построениях и эффектах) в сочетании с признаками условной трёхмерности пространственных построений и некоторыми рудиментами античной эмпирич. перспективы.
Монументальная живопись в традиции П. (фреска и мозаика) существует в контексте общехрамовой визуально-пространственной среды с её особыми оптич. (световыми), психологич. и отчасти мистически-визионерскими функциями и эффектами, которые переживались участниками богослужения как приобщение к Небесному Иерусалиму. Общая система монументально-изобразительного декора подчинялась единой и сквозной программе распределения сюжетов и сцен визуального повествования, логике как вхождения и приближения к алтарной части («святая святых»), так и восхождения от земных сфер бытия к небесному его измерению (подкупольное пространство).
Особая сторона восточнохристианской традиции – худож. опыт др.-рус. иск-ва, являющийся рецепцией визант. художественно-эстетич. наследия и одним из местных вариантов его развития, завершившийся в 17 в. экспериментами в области языка иконописания («живоподобие»), приближающегося к общеевропейскому пониманию целей и способов священного изображения. В церковном иск-ве Нового времени в П., в первую очередь в России, происходит усвоение достижений зап.-европ. стилевых систем. Элементы иллюстративности и общей лит. повествовательности в рамках соответствующих худож. систем, движений и течений (от барокко и классицизма к академизму до символизма и модерна) определяет если не само рус. православное мышление и религ. чувство, то его собственно эстетич. и худож. возможности в рамках общих постулатов традиционализма. Актуальным становится опыт станковой картины с евангельской тематикой, переосмысляемой как в контексте индивидуального духовного опыта, так и с ориентаций на зап.-европ. богословие, прежде всего библейское. Фактически открытие заново на рубеже 19–20 вв. др.-рус. иконы сделало возможным обогащение постепенно приходившей в упадок иконописной практики, способствовало возрождению религ. эстетики и теории иск-ва.
Совр. состояние православной худож. практики характеризуется как попытками следования предыдущей традиции с элементами подражат. консерватизма, так и опытом переосмысления предыдущего развития иконописания, выработки обновлённого худож. языка, отвечающего актуальным требованиям церковной жизни и личного благочестия верующего.
Музыкальная культура
Музыка П. ограничивается пением; сигнальные инструменты колокол и било служат гл. обр. для призыва к богослужению. Пение традиционно одноголосное: вокальная монодия символизирует единство молящихся. Муз. оформление православного богослужения восходит к визант. традиции. Древнейшие виды культового пения – литургич. речитатив (чтение нараспев) и псалмодия. Богослужение могло включать элементы литургич. драмы с пением (чин пещного действа; см. раздел о музыке в ст. Византия). С 4 в. получили распространение тропари, в 6–7 вв. вытеснившие псалмодию. Начало расцвета визант. гимнотворчества – 5–6 вв., наиболее известный автор того времени – св. Роман Сладкопевец, создатель кондаков. В 7–8 вв. получил распространение канон, кульминац. период в развитии которого связан с деятельностью святых Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Космы Майюмского. Иоанну Дамаскину, позднее св. Иосифу Гимнографу и др. принадлежит большая роль в формировании Октоиха, в котором гимны располагаются в соответствии с системой осмогласия (см. также Глас). С 9 в. важнейшим центром гимнотворчества стал Студийский мон. С 10 в. распространилась стихира. Первые сохранившиеся образцы визант. церковной музыки относятся к 10 в. Новый подъём православного муз. искусства в 14–15 вв. связан с деятельностью св. Иоанна Кукузеля.
Музыка РПЦ унаследовала от Византии систему жанров и состав текстов песнопений, б. ч. распевов подчиняется системе осмогласия. В течение 11–17 вв. господствовал знаменный распев (поныне сохраняется у старообрядцев). В 15–16 вв. (период подъёма др.-рус. певч. культуры) в Москве, Новгороде и др. городах большую роль стали играть певч. школы, появились большой знаменный распев, путевой распев, демественный распев, а также многоголосное строчное пение. Известны имена распевщиков 16 в.: братья Роговы – Савва и Василий (митр. Ростовский и Ярославский Варлаам), Иван Нос, Фёдор Крестьянин, Маркелл Безбородый, Исайя Лукошко и др. В 17 в. возникли новые авторские и местные распевы. С сер. 17 в. под влиянием укр. и польск. культуры распространилось многоголосное партесное пение; среди авторов богослужебных песнопений в этом стиле – В. Титов. Классич. тип рус. духовного концерта создан во 2-й пол. 18 в. М. С. Березовским и Д. С. Бортнянским. С нач. 19 в. центром рус. духовной музыки стала Придворная певческая капелла (см. в ст. Санкт-Петербургская академическая капелла), позднее также Синодальное училище церковного пения в Москве. В 19 в. многочисл. духовные концерты, служебные песнопения и обработки (гармонизации) др.-рус. распевов создали А. Ф. Львов, Г. Я. Ломакин, П. И. Турчанинов и др., муз. композиции для Церкви принадлежат также М. И. Глинке, М. А. Балакиреву, Н. А. Римскому-Корсакову, А. К. Лядову, А. С. Аренскому и многим др. крупным композиторам. «Литургия Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение» П. И. Чайковского – первые в рус. церковной музыке монументальные циклы, отличающиеся единством стиля. В кон. 19 – нач. 20 вв. в творчестве А. Д. Кастальского, П. Г. Чеснокова, А. В. Никольского, А. Т. Гречанинова, М. М. Ипполитова-Иванова, В. И. Ребикова, Н. Н. Черепнина проявились новые принципы обработки старинных распевов: их сочинения приобрели черты, близкие рус. нар. многоголосию. Вершина развития рус. церковной музыки – «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. Развитие церковно-певч. иск-ва России было прервано Окт. революцией 1917, его традиции продолжались рус. музыкантами в эмиграции. Возрождение церковной музыки в России (в т. ч. монодии в ряде храмов и монастырей РПЦ) – характерная примета культуры кон. 20 – нач. 21 вв. Самостоят. ветвь рус. православной культуры – искусство колокольных звонов.
См. также соответствующие статьи в разделе Музыка в томе «Россия».