КОСМА́ МАЙЮ́МСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОСМА́ МАЙЮ́МСКИЙ, Косма Маюмский, Косьма Маюмский (греч. Κοσμᾶς ὁ Μαϊουμᾶ) [ок. 675, Дамаск – ок. 752 (по др. данным, ок. 787), Майюм (близ совр. г. Газа, Палестина)], визант. гимнограф, епископ, христианский святой.
В раннем возрасте осиротел, был усыновлён родителями прп. Иоанна Дамаскина, с которым вместе воспитывался в Дамаске. Позднее поступил в лавру Саввы Освященного в Иерусалиме, где принял монашеский постриг. В начальный период иконоборчества при имп. Льве III Исавре, выступая вместе с Иоанном Дамаскиным в защиту православия, писал сочинения против иконоборцев. Ок. 734 был рукоположен в епископы г. Майюм.
К. М. и Иоанн Дамаскин заложили основы т. н. богословско-поэтич. школы (иногда её условно именуют палестинской или иерусалимской) – одной из двух школ визант. гимнографии (представители другой, «гомилетической», школы – святые Андрей Критский и Герман Константинопольский). Для школы К. М. характерны следование принципам раннехристианской поэзии (использование диалогов, рефренов, библейских и святоотеческих реминисценций), учёный, архаизированный и преисполненный заимствованиями из античной лит-ры язык. Вместе с Иоанном Дамаскиным и др. гимнографами К. М. разрабатывал жанр гимнографич. канона; ему принадлежат 33 канона на церковные праздники, в т. ч. на Крестовоздвижение, Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Пятидесятницу, Преображение Господне, Успение, а также двупеснцы, трипеснцы и каноны Страстной седмицы, воскресные и молебные каноны, 173 ирмоса. К. М. – автор 83 стихир «самогласных», 30 стихир «подобных». Он активно участвовал в создании Октоиха. Возможно, К. М. принадлежит также кондак на Успение Богоматери с акростихом «Смиренного Космы песнь», в котором ощутимо влияние его предшественника – прп. Романа Сладкопевца. Каноны К. М. на Рождество Христово и Богоявление вдохновлены гомилиями на эти праздники свт. Григория Богослова.
Атрибутировать произведения К. М. помогают «самоограничения» автора в технике канонописания (применение метрич. фразового акростиха в ирмосах и тропарях, рефренов), использование ирмосов, преим. собств. сочинения, крайне редкое употребление богородичнов и отсутствие 2-й песни. Язык К. М. отличался учёностью, «аристократизмом», яркой образной системой, смысловой насыщенностью.
Творчество К. М. сразу и почти целиком вошло в гимнографич. книги, его произведения поныне исполняются за богослужением в православных церквах. Церковное почитание К. М. фиксируется в 10 в. Интерес к его личности и творчеству в агиографии (синаксари), лит-ре (эпиграммы) и иконографии возрос в комниновский период (11–12 вв.). В это же время появились первые комментарии на каноны К. М. – Михаила Пселла, Феодора Продрома и митр. Григория Коринфского. Дни памяти К. М. по календарю греч. церквей – 14 октября, по календарю Рус. православной церкви – 12(25) октября.