Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОНДА́К

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 15

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Р. Н. Кривко

КОНДА́К (греч. ϰοντάϰιον), 1) один из осн. жан­ров ран­не­ви­зан­тий­ской гим­но­гра­фии, род по­эмы. В К. под­роб­но (в т. ч. в диа­ло­гич. фор­ме) раз­ра­ба­ты­ва­лась те­ма цер­ков­но­го празд­ни­ка или жи­тие свя­то­го; в от­ли­чие от др. гим­но­гра­фич. жан­ров, ко­то­рые свя­зы­ва­ют­ся с те­ми или ины­ми биб­лей­ски­ми тек­ста­ми, со­став­ляю­щи­ми час­ти бо­го­слу­же­ния, К. пред­став­ля­ет со­бой не­за­ви­си­мое от биб­лей­ских тек­стов пес­но­пе­ние. Рас­цвет жан­ра свя­зы­ва­ет­ся с твор­че­ст­вом Ро­ма­на Слад­ко­пев­ца. К. со­сто­ит из не­сколь­ких (до 30) ико­сов (οἶϰος) – мет­ри­че­ски иден­тич­ных строф, имею­щих об­щий реф­рен и час­то объ­е­ди­нён­ных ак­ро­сти­хом. Те­ма К. крат­ко из­ла­га­ет­ся в мет­ри­че­ски обо­соб­лен­ном за­чи­не, на­зы­ваю­щем­ся «ку­ку­лий» (ϰουϰούλιον; букв.  ка­пю­шон) или «про­имий» (προοίμιον – всту­п­ле­ние), имею­щем об­щий с ико­са­ми реф­рен. Про­ими­ев мо­жет быть от 1 до 3. В пе­нии К. вы­дер­жи­вал­ся рес­пон­сор­ный прин­цип (стро­фы в ме­лиз­ма­тич. сти­ле ис­пол­нял со­лист, реф­рен – хор). К. за­ни­мал важ­ное ме­сто в сис­те­ме гим­но­гра­фич. жан­ров Кон­стан­ти­но­по­ля, то­гда как жан­ро­вая сис­те­ма па­ле­стин­ской гим­но­гра­фии до 7–8 вв. бы­ла со­всем иной. В по­сле­ико­но­бор­че­скую эпо­ху, ко­гда сло­жи­лась син­те­тич. сис­те­ма жан­ров, упот­реб­ле­ние пол­но­го К. по­сте­пен­но ис­чез­ло. К. от­сут­ст­ву­ют в ря­де греч. ру­ко­пи­сей 9–11 вв., что от­ра­зи­лось, в ча­ст­но­сти, в древ­ней­ших слав. ми­не­ях. С 10 в. К. вновь по­яв­ля­ют­ся в ру­ко­пи­сях, как пра­ви­ло, в усе­чён­ном ви­де – толь­ко про­имий, ко­то­рый и по­лу­чил впо­след­ст­вии назв. «К.», или про­имий и 1 икос. В та­ком усе­чён­ном ви­де К. стал ус­той­чи­вым эле­мен­том совр. пра­во­слав­но­го бо­го­слу­же­ния. В пол­ном ви­де, за не­мно­го­числ. ис­клю­че­ния­ми, К. пе­ре­стал упот­реб­лять­ся по­сле 13 в.

2) В сла­вян­ской тра­ди­ции К.  крат­кая стро­фа ака­фи­ста, ко­то­рый пред­став­ля­ет со­бой даль­ней­шее раз­ви­тие жан­ра пол­но­го К. В греч. тра­ди­ции все стро­фы ака­фи­стов, кро­ме всту­пи­тель­ной, на­зы­ва­ют­ся ико­са­ми.

Лит.: Ам­фи­ло­хий, ар­хим. Кон­да­ка­рий в гре­че­ском под­лин­ни­ке XII–XIII в. по ру­ко­пи­си Мо­с­ков­ской Си­но­даль­ной биб­лио­те­ки № 437 с древ­ней­шим сла­вян­ским пе­ре­во­дом кон­да­ков и ико­сов, ка­кие есть в пе­ре­во­де и с при­ло­же­ни­ем… М., 1879; Levy K. The Slavic kontakia and their Byzantine originals // Queens College of the City University. 25. anniversary festschrift (1937–62). N. Y., 1964; Гард­нер И. А. Бо­го­слу­жеб­ное пе­ние Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. М., 2004. Ч. 1; Вла­ды­шев­ская Т. Ф. Кон­да­карь Ти­по­граф­ско­го ус­та­ва и му­зы­каль­ная куль­ту­ра Древ­ней Ру­си XI–XII вв. // Вла­ды­шев­ская Т. Ф. Му­зы­каль­ная куль­ту­ра Древ­ней Ру­си. М., 2006; Ти­по­граф­ский ус­тав / Под ред. Б. А. Ус­пен­ско­го. М., 2006. Т. 1–3. См. так­же лит. при ст. Гим­но­гра­фия.

Вернуться к началу