КОНДА́К
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНДА́К (греч. ϰοντάϰιον), 1) один из осн. жанров ранневизантийской гимнографии, род поэмы. В К. подробно (в т. ч. в диалогич. форме) разрабатывалась тема церковного праздника или житие святого; в отличие от др. гимнографич. жанров, которые связываются с теми или иными библейскими текстами, составляющими части богослужения, К. представляет собой независимое от библейских текстов песнопение. Расцвет жанра связывается с творчеством Романа Сладкопевца. К. состоит из нескольких (до 30) икосов (οἶϰος) – метрически идентичных строф, имеющих общий рефрен и часто объединённых акростихом. Тема К. кратко излагается в метрически обособленном зачине, называющемся «кукулий» (ϰουϰούλιον; букв. – капюшон) или «проимий» (προοίμιον – вступление), имеющем общий с икосами рефрен. Проимиев может быть от 1 до 3. В пении К. выдерживался респонсорный принцип (строфы в мелизматич. стиле исполнял солист, рефрен – хор). К. занимал важное место в системе гимнографич. жанров Константинополя, тогда как жанровая система палестинской гимнографии до 7–8 вв. была совсем иной. В послеиконоборческую эпоху, когда сложилась синтетич. система жанров, употребление полного К. постепенно исчезло. К. отсутствуют в ряде греч. рукописей 9–11 вв., что отразилось, в частности, в древнейших слав. минеях. С 10 в. К. вновь появляются в рукописях, как правило, в усечённом виде – только проимий, который и получил впоследствии назв. «К.», или проимий и 1 икос. В таком усечённом виде К. стал устойчивым элементом совр. православного богослужения. В полном виде, за немногочисл. исключениями, К. перестал употребляться после 13 в.
2) В славянской традиции К. – краткая строфа акафиста, который представляет собой дальнейшее развитие жанра полного К. В греч. традиции все строфы акафистов, кроме вступительной, называются икосами.