РОМА́Н СЛАДКОПЕ́ВЕЦ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РОМА́Н СЛАДКОПЕ́ВЕЦ (Ρωμανὸς ὁ Μελῳδός) (кон. 5 в., Эмеса, Сирия – между 555 и 562, Константинополь), визант. гимнограф, христианский святой. Предположительно евр. или сир. происхождения, владел сир. яз. По лексике и стилистике текстов можно предполагать, что получил греч. риторич. образование. Возможно, был монахом. Служил диаконом в Бейруте, во время правления имп. Анастасия I переехал в Константинополь, где стал диаконом в храме Богородицы в квартале Кира.
Автор крупных литургич. гимнов, в позднейшей традиции известных как кондаки (сам Р. С. использовал термины «гимн», «псалом» или «молитва»). Осн. часть произведений написана в правление имп. Юстиниана I. Из сохранившихся 85 кондаков подлинными считаются 59; наиболее популярные в визант. рукописной традиции – «На Рождество» («‘Η παρθένος σήμερον », букв. – «Дева днесь...»), «На Сретение» («Εἰς τὴν ὑπαπαντήν »), «На трёх отроков» («Tῶν ἁγίων τριῶν παίδων»), «На Иосифа» («Εἰς τὸν ’Ιωσήφ»). Спорна атрибуция Р. С. самого известного ранневизантийского литургич. текста – Акафиста Божией Матери. Кондаки Р. С. развивают сюжеты Нового Завета и Ветхого Завета и соотнесены с совр. литургич. календарём; им присущи динамич. диалоги, описания действий и эмоций героев, обращения от 1-го лица, молитвы и духовные увещевания; в редких случаях они содержат отсылки к историч. событиям. Силлабо-тонич. ритмика Р. С. не связана с др.-греч. стихосложением и опирается на традицию сир. литургич. поэзии, а также более ранних греч. христианских гимнов. Кондаки состоят из отд. строф (икосы; от 18 до 24), завершающихся одинаковым рефреном, обычно содержат акростих с именем Р. С. и имеют краткое вступление (проимий). Поэтич. особенности текстов свидетельствуют о влиянии гимнов Ефрема Сирина и Иакова Саругского (5–6 вв.), греч. гомилетики 4–5 вв. (Иоанн Златоуст, Василий Селевкийский, псевдо-Астерий Амасийский), а также сир. перевода Библии (2–3 вв.).
Произведения Р. С. рассматриваются как пропаганда религ. политики Юстиниана I; по-видимому, они исполнялись во время гор. всенощных бдений. Несмотря на то что Р. С. считался величайшим гимнографом и его тексты продолжали переписываться в составе кондакарей вплоть до 13 в., они не оказали прямого влияния на позднейшую визант. литургич. поэзию.
День памяти по календарю РПЦ – 1(14) окт., по календарю Римско-католич. церкви – 1 окт.