Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РОМА́Н СЛАДКОПЕ́ВЕЦ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 623-624

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. С. Авдохин

РОМА́Н СЛАДКОПЕ́ВЕЦ (Ρωμανὸς Μελδός) (кон. 5 в., Эме­са, Си­рия – ме­ж­ду 555 и 562, Кон­стан­ти­но­поль), ви­зант. гим­но­граф, хри­сти­ан­ский свя­той. Пред­по­ло­жи­тель­но евр. или сир. про­ис­хо­ж­де­ния, вла­дел сир. яз. По лек­си­ке и сти­ли­сти­ке тек­стов мож­но пред­по­ла­гать, что по­лу­чил греч. ри­то­рич. об­ра­зо­ва­ние. Воз­мож­но, был мо­на­хом. Слу­жил диа­ко­ном в Бей­ру­те, во вре­мя прав­ле­ния имп. Ана­ста­сия I пе­ре­ехал в Кон­стан­ти­но­поль, где стал диа­ко­ном в хра­ме Бо­го­ро­ди­цы в квар­та­ле Ки­ра.

Ав­тор круп­ных ли­тур­гич. гим­нов, в позд­ней­шей тра­ди­ции из­вест­ных как кон­да­ки (сам Р. С. ис­поль­зо­вал тер­ми­ны «гимн», «пса­лом» или «мо­лит­ва»). Осн. часть про­из­ве­де­ний на­пи­са­на в прав­ле­ние имп. Юс­ти­ниа­на I. Из со­хра­нив­ших­ся 85 кон­да­ков под­лин­ны­ми счи­та­ют­ся 59; наи­бо­лее по­пу­ляр­ные в ви­зант. ру­ко­пис­ной тра­ди­ции – «На Ро­ж­де­ст­во» («Η παρθένος σήμερον », букв. – «Де­ва днесь...»), «На Сре­те­ние» («Ες τὴν ὑπαπαντήν »), «На трёх от­ро­ков» («Tν ἁγων τριν παδων»), «На Ио­си­фа» («Ες τὸνΙωσήφ»). Спор­на ат­ри­бу­ция Р. С. са­мо­го из­вест­но­го ран­не­ви­зан­тий­ско­го ли­тур­гич. тек­ста – Ака­фи­ста Бо­жи­ей Ма­те­ри. Кон­да­ки Р. С. раз­ви­ва­ют сю­же­ты Но­во­го За­ве­та и Вет­хо­го За­ве­та и со­от­не­се­ны с совр. ли­тур­гич. ка­лен­да­рём; им при­су­щи ди­на­мич. диа­ло­ги, опи­са­ния дей­ст­вий и эмо­ций ге­ро­ев, об­ра­ще­ния от 1-го ли­ца, мо­лит­вы и ду­хов­ные уве­ще­ва­ния; в ред­ких слу­ча­ях они со­дер­жат от­сыл­ки к ис­то­рич. со­быти­ям. Сил­ла­бо-то­нич. рит­ми­ка Р. С. не свя­за­на с др.-греч. сти­хо­сло­же­ни­ем и опи­ра­ет­ся на тра­ди­цию сир. ли­тур­гич. по­эзии, а так­же бо­лее ран­них греч. хри­сти­ан­ских гим­нов. Кон­да­ки со­сто­ят из отд. строф (ико­сы; от 18 до 24), за­вер­шаю­щих­ся оди­на­ко­вым реф­ре­ном, обыч­но со­дер­жат ак­ро­стих с име­нем Р. С. и име­ют крат­кое всту­п­ле­ние (про­имий). По­этич. осо­бен­но­сти тек­стов сви­де­тель­ст­ву­ют о влия­нии гим­нов Еф­ре­ма Си­ри­на и Иа­ко­ва Са­руг­ско­го (5–6 вв.), греч. го­ми­ле­ти­ки 4–5 вв. (Ио­анн Зла­то­уст, Ва­си­лий Се­лев­кий­ский, псев­до-Ас­те­рий Ама­сий­ский), а так­же сир. пе­ре­во­да Биб­лии (2–3 вв.).

Про­из­ве­де­ния Р. С. рас­смат­ри­ва­ют­ся как про­па­ган­да ре­лиг. по­ли­ти­ки Юс­ти­ниа­на I; по-ви­ди­мо­му, они ис­пол­ня­лись во вре­мя гор. все­нощ­ных бде­ний. Не­смот­ря на то что Р. С. счи­тал­ся ве­ли­чай­шим гим­но­гра­фом и его тек­сты про­дол­жа­ли пе­ре­пи­сы­вать­ся в со­ста­ве кон­да­ка­рей вплоть до 13 в., они не ока­за­ли пря­мо­го влия­ния на позд­ней­шую ви­зант. ли­тур­гич. по­эзию.

День па­мя­ти по ка­лен­да­рю РПЦ – 1(14) окт., по ка­лен­да­рю Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви – 1 окт.

Соч.: Hymnes. P., 1964–1981. Vol. 1–5; [В кн.:] Па­мят­ни­ки ви­зан­тий­ской ли­те­ра­ту­ры IV–IX ве­ков. М., 1968; Kontakia. Columbia, 1970–1973. Vol. 1–2; [В кн.:] От бе­ре­гов Бос­фо­ра до бе­ре­гов Ев­фра­та. М., 1987; [В кн.:] Бо­го­слов­ский сбор­ник. М., 2001. Вып. 8.

Лит.: Matons G. de. R. le Mélode et les ori­gines de la poésie religieuse а̀ Byzance. P., 1977; Petersen W. L. The Diatessaron and Ephrem Syrus as sources for R. the Melodist. Louvain, 1985; Peltomaa L. M. The image of Virgin Mary in the Akathistos Hymn. Boston, 2001.

Вернуться к началу