ГИМН
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГИМН (греч. ὕμνος, лат. hymnus), 1) хвалебная песнь, обращённая чаще всего к божеству, а также к царю, герою и т. п. Древнейшие Г. – шумеро-аккадские (3-е тыс. до н. э.), др.-египетские («Гимн Атону», приписываемый Эхнатону, 14 в. до н. э.), др.-индийские (Ригведа, 10 в. до н. э.) и др.-еврейские (гимнич. характер имеют хвалебные псалмы Ветхого Завета). В Древней Греции различались Г.: посвящённые Аполлону – пеаны; посвящённые Дионису – дифирамбы; исполнявшиеся во время шествий – просодии; для девичьих хоров – парфении; сопровождавшиеся пляской – гипорхемы. Муз.-поэтич. форма античного Г. не регламентирована. Ритуальные Г. не сохранились, гипотетически реконструируется их трёхчастное строение (по образцу молитв в «Илиаде» Гомера): призывание божества и/или обращение к нему; прославление величия божества и изложение мифа о нём; просьба-моление о помощи. Т. н. Гомеровы гимны (приписывавшиеся в древности Гомеру гексаметрич. стихи), гимнич. поэзия Стесихора, Пиндара, Каллимаха, Горация, орфические Г. создавались без расчёта на ритуальное пение, хотя могли быть использованы и в ритуале. Несомненно, все Г. распевались, однако сохранившиеся цельные образцы нотированных Г. единичны (2 дельфийских Г. 2 в. до н. э., гимны Музе, Гелиосу и Немесиде критянина Месомеда, нач. 2 в. н. э.). Первую попытку классификации Г. предпринял ритор Менандр (3–4 в. н. э.), отнеся жанр к торжественному красноречию и определив его как частный случай похвальных речей.
2) Песнопение на небиблейский текст в христианском богослужении. Нередко Г. содержит парафразу библейского текста. Один из первых сохранившихся нотированных христианских Г. – на папирусе из Оксиринха (3 в. н. э.). О Г. в православной церкви см. в ст. Гимнография.
В практике католич. богослужения (латинского обряда; см. Григорианский хорал) поэтич. строфы Г. распеваются на одну и ту же мелодию (обычно небольшой протяжённости и с огранич. количеством распева – без юбиляций, 1–2 тона на слог текста), строки поются поочерёдно двумя полухориями (см. Антифонное пение). Тексты и напевы содержатся в обиходных книгах (антифонариях) в общем ряду песнопений оффиция, а также отдельно – в гимнариях (нотированные гимнарии известны с 10 в.). Совр. «солемский» гимнарий (Liber hymnarius. Solesmes, 1983) включает 418 гимнов. Среди самых популярных католич. Г.: Te Deum (традиция приписывает его авторство Амвросию Медиоланскому), «Veni Creator Spiritus» («Прииди, Дух животворящий»; авторство текста приписывают Храбану Мавру), «Pange lingua» («Хвали, язык»; 2 варианта – на тексты Венанция Фортуната и Фомы Аквинского). В средние века лат. Г. (с 9 в. почти исключительно рифмованные) составляют обширную область религ. лирики. Г. писали Исидор Севильский, Беда Достопочтенный, Павел Диакон, Алкуин, Валафрид Страбон, Герман из Райхенау и др. Авторы мн. гимнов [в т. ч. знаменитого «Ave maris stella» («Радуйся, Звезда морская»)] неизвестны. Близки Г. (и хвалебным псалмам) некоторые песни библейские, напр. магнификат. Тенденция к созданию Г. на нац. языках (Г. св. Франциска Ассизского на итал. яз. – «Песнь о солнце», парафраза Пс. 148), окрепшая в период Реформации (см. Гуситские песни, Протестантский хорал), приводит к широкому распространению с 16 в. поэтич. переложений псалмов.
3) Стихотворение светской тематики, представляющее собой восхваление кого-либо или чего-либо, серьёзное или шутливое (таковы, напр., Г. вагантов вину и Бахусу). К жанру Г. обращались во Франции поэты «Плеяды», Ф. Малерб; в Германии – Ф. Г. Клопшток, Ф. Гёльдерлин, И. В. Гёте, Новалис, А. фон Платен, Ф. Ницше, И. Р. Бехер; в Австрии – Р. М. Рильке; в Англии – Э. Спенсер, Дж. Донн, Дж. Мильтон, Дж. Томсон, Дж. Китс, А. Ч. Суинберн; в Италии – А. Мандзони, Дж. Кардуччи и др. Примеры светских Г. в рус. поэзии – пародийный «Гимн бороде» М. В. Ломоносова (1756–57), «Гимн в честь чумы» из «Пира во время чумы» А. С. Пушкина (1830), «Гимн огню» (1900) и «Гимн солнцу» (1903) К. Д. Бальмонта, Г. судье, обеду, учёному, критику В. В. Маяковского.
4) Песня торжественного характера, служащая муз. символом государства (напр., Гос. гимн РФ), социальной группы («Гаудеамус» – студенч. Г.), повстанческого движения, политич. партии.