Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАЛЛИМА́Х

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 531

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Завьялова

КАЛЛИМА́Х (Καλλίμαχος) [310/305 до н. э., Ки­ре­на (Сев. Аф­ри­ка) – 243/240 до н. э., Алек­сан­д­рия], др.-греч. по­эт и учё­ный, осн. пред­ста­ви­тель алек­сан­д­рий­ской по­эзии. Вёл своё про­ис­хо­ж­де­ние от ос­но­ва­те­ля Ки­ре­ны – Бат­та. Рас­цвет твор­че­ст­ва К. при­хо­дит­ся на го­ды цар­ст­во­ва­ния Пто­ле­мея II Фи­ла­дель­фа, при­гла­сив­ше­го К. ра­бо­тать в Алек­сан­д­рий­ской биб­лио­те­ке (од­на­ко, во­пре­ки тра­диц. мне­нию, гл. биб­лио­те­ка­рем он, ско­рее все­го, не был); её ан­но­ти­ро­ван­ный ка­та­лог «Таб­ли­цы...» («Πίναϰες...», в 120 кни­гах; со­хра­нил­ся во фраг­мен­тах) стал осн. тру­дом К.-учё­но­го. К. соз­да­вал так­же ми­фо­гра­фич. и ис­то­рио­гра­фич. со­чи­не­ния.

В ис­то­рию ху­дож. лит-ры К. во­шёл как пер­вый и наи­бо­лее яр­кий пред­ста­ви­тель «учё­ной по­эзии», со­че­тав­шей эру­ди­цию и со­вер­шен­ное вла­де­ние по­этич. тех­ни­кой. Боль­шин­ст­во его про­из­ве­де­ний (древ­ние на­счи­ты­ва­ли 800 со­чи­не­ний К.) ут­ра­че­ны. Во фраг­мен­тах дош­ли «При­чи­ны» (или «На­ча­ла», «Αἴtια»), са­мое из­вест­ное в древ­но­сти со­чи­не­ние К., со­б­ра­ние эле­гий в 4 кни­гах, рас­кры­ваю­щих про­ис­хо­ж­де­ние об­ря­дов, обы­ча­ев, празд­ни­ков и т. д. Соз­дав по­эму «Ге­ка­ла» («‘Ηϰάλη »), по­свя­щён­ную од­но­му из под­ви­гов Те­сея, К. дал на­ча­ло жан­ру эпил­лия. Со­хра­ни­лись 6 на­пи­сан­ных гек­са­мет­ром гим­нов К.: Зев­су, Апол­ло­ну, Ар­те­ми­де, Де­ло­су, на омо­ве­ние Пал­ла­ды (на­пи­сан эле­гич. ди­сти­хом), Де­мет­ре. От­тал­ки­ва­ясь от тра­ди­ции го­ме­ров­ских гим­нов, К. при­дал но­вый об­лик древ­не­му жан­ру, пред­ло­жив иро­нич. ин­тер­пре­та­цию пре­да­ния и вклю­чив в текст на­мё­ки на совр. со­бы­тия. Эпи­грам­мы (все­го 64), в про­ти­во­по­лож­ность гим­нам, от­ли­ча­ют­ся про­сто­той, чёт­ко­стью по­строе­ния и язы­ка, а так­же те­ма­тич. раз­но­об­ра­зи­ем: на­ря­ду с тра­диц. по­свя­ти­тель­ны­ми эпи­грам­ма­ми и эпи­та­фия­ми К. соз­дал мно­го опи­са­тель­ных, уве­ще­ва­тель­ных, лю­бов­ных эпи­грамм. Впер­вые в ис­то­рии это­го жан­ра К. под­черк­нул не толь­ко ав­то­био­гра­фич. мо­мент, но и ре­аль­ную бли­зость с людь­ми, ко­то­рым сти­хи по­свя­ща­ют­ся.

По­эзия К. от­ли­ча­ет­ся раз­но­об­ра­зи­ем жан­ров и приё­мов, но в це­лом он от­да­вал пред­поч­те­ние ма­лым по­этич. фор­мам, час­то поль­зу­ясь ред­ки­ми и изы­скан­ны­ми раз­ме­ра­ми, при­да­вая но­вое зву­ча­ние тра­диц. гек­са­мет­ру. Про­из­ве­де­ния К. бы­ли ад­ре­со­ва­ны об­ра­зо­ван­но­му чи­та­те­лю, спо­соб­но­му оце­нить утон­чён­ность по­этич. фор­мы, эру­ди­цию и иро­нию ав­то­ра, его иг­ру ино­ска­за­ния­ми и за­га­доч­ны­ми на­мё­ка­ми. К. в древ­но­сти был од­ним из наи­бо­лее из­вест­ных греч. по­этов, ус­ту­пая по по­пу­ляр­но­сти толь­ко Го­ме­ру. Са­мый из­вест­ный уче­ник К. – Апол­ло­ний Ро­дос­ский; К. ока­зал влия­ние на Катул­ла­, Про­пер­ция, Ови­дия, а фи­гу­ра «учё­но­го по­эта» (poeta doc­tus) бла­го­да­ря ему ста­ла ча­стью ев­роп. лит. тра­ди­ции.

Соч.: Алек­сан­д­рий­ская по­эзия. М., 1972. С. 101–142; Гре­че­ская эпи­грам­ма. СПб., 1993. С. 78–95; Эл­лин­ские по­эты VIII–III вв. до н. э. М., 1999. С. 207–211, 292–303, 391; Werke: griechisch und deutsch / Hrsg. von M. Asper. Darmstadt, 2004.

Лит.: Wilamowitz-Moellendorff U. von. Hel­le­nis­tische Dichtung in der Zeit des Kalli­ma­chos. B., 1924. Bd 1–2; Meillier C. Callimaque et son temps. Lille, 1979; Чис­тя­ко­ва Н. А. Эл­ли­ни­сти­че­ская по­эзия. Л., 1988; Callimachus / Ed. by M. A. Harder, R. F. Regtuit, G. C. Wak­ker. Gro­nin­gen; P., 1993–2004. [Vol. 1–2]; Leh­nus L. Nuo­va bibliografia callimachea (1489–1998). Ales­sandria, 2000.

Вернуться к началу