АМВРО́СИЙ МЕДИОЛА́НСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АМВРО́СИЙ МЕДИОЛА́НСКИЙ (Ambrosius Mediolanensis), Амвросий Аврелий (Aurelius Ambrosius) (ок. 339, Августа Треверов, ныне Трир – 4.4.397, Медиолан, ныне Милан), святой, епископ Медиолана, богослов, один из зап. отцов Церкви. Жизнь А. М. описана в его собственных сочинениях, а также в биографии, составленной ок. 412–413 диак. Павлином (секретарём А. М.).
Родился в семье префекта Галлии. Изучал в Риме греч. и рим. лит-ру, риторику, право. Избрав карьеру чиновника, стал ок. 370 наместником Лигурии и Эмилии с резиденцией в Медиолане. Местной христианской общиной был избран еп. Медиоланским, хотя в то время только готовился к крещению. В нояб. 374 принял крещение, а в дек. 374 возведён в сан епископа. В 378–395 советник императоров Грациана, Валентиниана II, Феодосия Великого. Благополучие Рим. империи А. М. связывал с приверженностью её правителей принципам христианской нравственности. Идеальным считал такое государство, в котором церковь и светская власть взаимно содействовали бы друг другу, а элементом, сплачивающим империю, была бы вера. Выступал за автономный статус церкви.
Являлся непримиримым противником язычества и арианства. Напр., в 382 убедил имп. Грациана убрать из здания сената алтарь и статую богини Виктории (Победы). В 384 также убедил имп. Валентиниана II не поддаваться на доводы неоплатоника-оратора Симмаха, требовавшего терпимости к язычеству и восстановления в сенате статуи Виктории. В 385, когда Юстина, мать императора и сторонница арианства, понуждала отдать арианам базилики в Медиолане, А. М. отказался сделать это. Вместе с др. епископами и верующими он затворился в базилике Портиана и для укрепления духа исполнял вместе с паствой и воинами, охранявшими врата, антифоны и гимны. (Согласно биографу А. М. – Павлину Медиоланскому, этот обычай богослужебного пения распространился затем из Медиолана на все зап. провинции империи.) Победа А. М. в борьбе с противниками никейской ортодоксии ослабила позиции ариан на севере Италии и в Иллирии. После предпринятой по приказу имп. Феодосия резни в Фессалониках (390) принудил императора к публичному церковному покаянию. Способствовал в 387 обращению в христианство Августина Блаженного.
А. М. известен многочисл. богословскими сочинениями, посвящёнными толкованию Священного Писания и догматов, среди них – комментарий на «Шестоднев» («Hexaemeron»), «О рае» («De paradiso»); морально-практич. вопросам: «Об обязанностях священнослужителей» («De officiis ministrorum»); догматич. вопросам: «О вере» («De fide»), «О Святом Духе» («De Spiritu Sancto»). Ряд своих произведений посвятил теоретич. вопросам взаимоотношений государства и церкви. Способствовал усвоению зап. теологией богословской мысли христианского Востока (Филон Александрийский, Ориген, святители: Афанасий Великий, Василий Великий, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов и др.), познакомил Запад с аллегорич. методом библейской экзегезы. Утвердил на Западе вост. учение о пресуществлении хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы (впоследствии это учение было принято в качестве догмата на 4-м Латеранском соборе, 1215).
Гимнографические труды
А. М. – автор неск. гимнов (текстов и мелодий), используемых в оффиции. По разл. сведениям, он сочинил от 12 до 18 гимнов. 4 гимна – Aeterne rerum conditor («Бессмертный творец всего сущего»), Deus creator omnium («Бог, создатель всего сущего»), Jam surgit hora tertia («Наступает час третий»), Veni, redemptor gentium («Приди, спаситель народов»; известен также по началу др. строфы – Intende, qui regis Israel, «Подвигнись, царь Израилев») – приписывал А. М. уже Августин Блаженный. В истории музыки наибольшую известность приобрёл «амвросианский» гимн Te Deum («Тебе Бога хвалим»), авторство А. М. в отношении которого совр. наука оспаривает. По имени А. М. названа особая певческая традиция в католич. богослужении – амвросианское пение (см. Григорианский хорал). А. М. приписывается Миланская литургия.
День памяти А. М. – 7(20) декабря. Почитать А. М. как на Западе, так и на Востоке стали сразу же после его кончины, о чём свидетельствуют появившиеся уже в 5 в. лат. и греч. жития.