НОВА́ЛИС
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НОВА́ЛИС (Novalis) [псевд.; наст. имя и фам. Фридрих фон Харденберг (Hardenberg)] (2.5.1772, Видерштедт, близ Мансфельда – 25.3.1801, Вейсенфельс), нем. поэт и философ, представитель йенского романтизма. В 1790–94 изучал философию и юриспруденцию в ун-тах Йены, Лейпцига, Виттенберга, в 1797–99 – горное дело во Фрайберге. Как Ф. Шлегель и Ф. В. Шеллинг, первоначально испытал влияние «наукоучения» И. Г. Фихте, однако фихтевскую субъективную диалектику сознания Н. трансформировал в объективно-идеалистич. диалектику природы. Её осн. тезис – утверждение дискретности мира и одновременно нерасчленённости его стихийной подосновы, вследствие чего мир следует понимать как единое целое. Специфическим для Н. является представление о противоположностях как о двух рядах явлений, из которых один выступает как обозначение другого, что ведёт к возможности всеобщего перехода, экстатической игре сущностей и имён (ввиду этого Н. называл свою философию «магическим идеализмом»). Человек как микрокосм, преодолевая внутреннее разобщение, должен стремиться к единству; ум, рассудок, фантазия суть отд. функции скрытого в глубине «я», недоступного для языка слов (влияние нем. мистики, особенно Я. Бёме). «Я» и мир тоже подлежат конечному соединению в процессе их взаимопроникновения, интуитивного «вчувствования» индивида в объект познания, что с наибольшей полнотой достигается поэтом в процессе творч. акта. Искусство как высшая сфера духовной деятельности осуществляет слияние науки, религии, философии; к этому Н. стремился в своём творчестве, в частности при разработке поэтически-филос. жанра фрагмента. В лирич. цикле стихотворений в прозе «Гимны к ночи» (1800, рус. пер. 1996) в аллегорич. форме утверждается превосходство бесконечного небытия над конечной жизнью. В «Духовных песнях» (опубл. в 1802) Н. трактовал тексты Священного Писания в духе пиетизма (в этом он был близок Ф. Шлейермахеру). Незаконченный роман Н. «Генрих фон Офтердинген» (опубл. в 1802, рус. пер. 1914), начинаясь как традиц. «роман воспитания», перерастает в мифологич. действо сказочно-космич. масштабов.
В поисках обществ. идеала Н. обращался к средним векам, где видел единство духовной культуры, строгую иерархию социальных организаций, гегемонию духовной власти и «заботу» об индивиде; в ср.-век. Европе усматривал прообраз идеального государства будущего по контрасту с современным ему буржуазным обществом (эссе «Христианство и Европа», 1799, опубл. в 1826).