ШЛЕ́ЙЕРМАХЕР ФРИДРИХ ДАНИЭЛЬ ЭРНСТ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШЛЕ́ЙЕРМАХЕР (Schleiermacher) Фридрих Даниэль Эрнст (21.11.1768, Бреслау – 12.2.1834, Берлин), нем. протестантский богослов и философ. Родился в семье реформатского пастора. В 1785 окончил гимназию братской общины гернгутеров (моравских братьев). В 1787–90 учился в Галльском ун-те, где испытал влияние философии Платона, Б. Спинозы и И. Канта. Был домашним учителем (1790–93), помощником проповедника в Ландсберге (1794–96). В 1796–1802 пастор в клинике Шарите в Берлине, сблизился с Ф. Шлегелем и входил в кружок нем. романтиков (см. Йенский романтизм), начал перевод диалогов Платона и опубликовал анонимно «Речи о религии к образованным людям, её презирающим» («Über die Religion. Reden an die Gebildeten unter ihren Verächtern», 1799) и «Монологи» (1800; оба сочинения в рус. пер. С. Л. Франка, 1911, новое изд. 1994). «Речи о религии...», вызвавшие известный резонанс, в то же время подверглись критике с разных сторон. В 1802–04 проповедник в г. Штольп. В 1804–07 проф. в Галльском ун-те, где читал курсы этики и герменевтики, продолжая их в Берлинском ун-те вплоть до 1833. В работе «Сочельник» (1806) христианство предстаёт скорее как религия семейная, чем государственная. С 1807 в Берлине, в период наполеоновской оккупации вместе с И. Г. Фихте призывал к нац. возрождению. С 1809 проповедник ц. Св. Троицы и проф. открытого при его участии в 1810 Берлинского ун-та (в 1815 ректор). Член Прус. АН (1811, её секретарь с 1814). Член Деп-та образования (1808–14), один из основателей совр. университетской системы, совмещающей преподавательскую деятельность с науч. исследованиями. Участвовал в движении к унии лютеранских и реформатских церквей в Пруссии, отвергая к.-л. гос. вмешательство в этот процесс. Дискуссионные аспекты этого объединения, связанные с сохранением специфики догматики и богослужения разл. протестантских церквей под эгидой «евангелической церкви», нашли отражение в работе «Христианская вера…» («Der christliche Glaube nach den Grundsätzen der evangelischen Kirche im Zusammenhang dargestellt», Bd 1–2, 1821–22). С 1819 читал лекции по эстетике и христологии. Филос. воззрения изложены в его вышедшей посмертно «Диалектике» (1839).
В «Речах о религии...» – самой важной и радикальной работе Ш. по философии религии – он стремился показать совместимость религии с совр. культурой и образованностью, вывести её за рамки понимания лишь в контексте внешней христианской атрибутики и морализаторства, показать её внеконфессиональный характер, неисчерпаемость и глубину. «Речи о религии...» имели явную направленность против рационалистич. духа Просвещения, скептицизма и религ. фанатизма. Рассматривая религию как «верховное и абсолютное начало духовной жизни», Ш. в разл. периоды своей жизни по-разному определял религию. На раннем этапе своего творчества («Речи о религии...», «Монологи») он выделял в религии сокровенное переживание вечного и «бесконечного», «чувствующее восприятие вселенной в её целом, открывающее в каждой конечной вещи мира присутствие единого Бесконечного, Божества» (Ильин И. А. Собр. соч. М., 1994. Т. 3. С. 10). Религия – это «не мысль и действие, а созерцание и чувство», при этом чувство здесь не только «состояние или деятельность человеческой души во всём её неповторимом своеобразии», но и ядро сознания вообще, центр человеческой личности. В чувстве снимается противоречие идеального и реального, субъекта и объекта, происходит единение человека с миром, временного с вечным. В самом существе религии заключено множество возможных её форм как особых способов созерцания неисчерпаемого в своей бесконечности универсума, и каждое из этих созерцаний по-своему истинно.
Позднее («Христианская вера») он описывал религию как «чувство абсолютной зависимости» или осознания бытия по отношению к Богу. Оригинальность шлейермахеровской философии религии состоит в том, что это учение не о Боге, поскольку его сущность непознаваема, а о религ. чувстве. Стремление сделать «объективным субъективное содержание религиозного чувства», понять сущность религ. опыта лежит в основе феноменологич. подхода, одним из родоначальников которого можно считать Шлейермахера.
Этика Ш. (изложена в «Монологах» и «Основных линиях критики прежних учений о нравственности», «Grundlinien einer Kritik der bisherigen Sittenlehre», 1803) складывалась в противостоянии формальной этике долга И. Канта. Рассматривая каждого индивида как «зеркало» универсума, Ш. признаёт высшей нравств. задачей свободное развитие его как личности, раскрытие его самобытной природы. Ведущая роль в этом процессе его самоопределения отводится фантазии, представляющей индивидуальное начало в духовной конституции человека.
В своей концепции универсальной герменевтики как общей теории понимания Ш. сформулировал принцип, позднее получивший название герменевтич. круга: целое понимается из частей, а части только из целого (движение от первоначально интуитивно схватываемого смысла целого к анализу отд. частей с последующим возвращением к целому). Ш. выделил два подхода в истолковании любого рода текста как духовно-словесного единства – «грамматический», основанный на анализе языка, и «психологический», направленный на постижение духовной жизни автора. В русле начатой Б. Спинозой историч. критики библейских текстов Ш. применил свой герменевтич. метод к анализу книг Нового Завета, оспорив принадлежность апостолу Павлу 1-го послания Тимофею.
Ш. принадлежит ряд работ по истории др.-греч. философии и классич. комментированный перевод диалогов Платона.
В целом творчество Ш., по характеристике католич. богослова Х. Кюнга, знаменовало собой «теологическую смену парадигм, переход от Реформации к модерну» с характерным для него пониманием Бога как «имманентно-трансцендентной первоосновы всякого бытия, знания и воления». Влияние Ш. испытали видные представители либерального протестантского богословия 19 в. (А. Ричль, Э. Трёльч, А. фон Гарнак и др.), идеи его оказались созвучны многим совр. теориям религ. опыта (Э. Дюркгейм и др.).