МОРА́ВСКИЕ БРА́ТЬЯ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОРА́ВСКИЕ БРА́ТЬЯ (Чешских братьев община, гернгутеры), чеш. религ. организация, порождённая Гуситским движением, ставшая в эпоху Реформации одним из протестантских течений.
Основано в 1457–58 в местечке Кунвальд (Чехия) отколовшимися от утраквистов (см. в ст. Гуситское движение) последователями Яна Гуса и Иеронима Пражского. Гл. идеолог объединения – Пётр Хельчицкий (ок. 1390 – ок. 1460) в соч. «Сети веры» (1455, изд. в 1521) идеализировал раннехристианские общины и объявил их совершенной формой общества, к восстановлению которой должны стремиться все истинные христиане. В 1467 его последователи объединились в ассоциацию «Братство Закона Христова» («Unitas Fratrum») во главе с Маттиасом фон Кунвальдом, ставшим их первым епископом. К началу лютеранской Реформации «Братство» насчитывало ок. 200 тыс. членов и ок. 400 приходов. Оно поддерживало активные контакты с М. Лютером, Ж. Кальвином, М. Буцером и др. деятелями Реформации, однако первоначально расходилось с ними по ряду вопросов (отмена реформаторами целибата священства, исповеди и др.). В 1575 было достигнуто вероучительное соглашение с лютеранами, позднее – с реформатами и др. «Братство» сыграло важную роль в становлении образования и лит-ры на чеш. яз. (видный деятель движения – Я. А. Коменский).
После победы Контрреформации в Чехии деятельность «Братства» в 1621 была запрещена, однако оно продолжало существовать подпольно и сохраняло свой епископат. В 1722 граф Николас Цинцендорф (1700–60) в своём поместье Гернгут (нем. Hernhut – Божия охрана) в Саксонии, близ Дрездена, основал колонию членов «Братства» – М. б. (гернгутеров), которую также пополнили последователи др. религ. течений, подвергавшихся в Германии гонениям (приверженцы пиетизма, реформаты и др.). Офиц. община считалась лютеранской, т. к. приняла Аугсбургское исповедание. Колонисты называли себя «закваской», которая должна сделать номинальных христиан настоящими во всём мире. Цинцендорф предполагал создать изолированные от мира небольшие общины, члены которых развивали бы личное благочестие и братские отношения, не допускающие углубления в доктринальные споры. С 1730-х гг. М. б. начали отправлять миссионеров в Вест-Индию, Гренландию, Сев. и Юж. Америку, Африку и т. д. М. б. оказали влияние на формирование религ. взглядов Дж. Уэсли, основателя общин методистов.
В 1729 М. б. появились в России (в Лифляндии) (здесь чаще их называли гернгутерами). Они стали привлекать в свои общины местных крестьян – эстонцев и латышей, что привело к запрету деятельности М. б. в Остзейских землях (1743). В 1764 имп. Екатерина II отменила этот запрет и разрешила М. б. селиться в России. В 1765 близ г. Царицын (ныне Волгоград) М. б. была основана колония Сарепта (ликвидирована в 1892; ныне лютеранский приход и музей в черте Волгограда).
Во 2-й пол. 19 в. в России и европ. странах М. б. постепенно влились в состав лютеранских церквей. Существующая ныне в Чехии Церковь М. б. обычно рассматривается как лютеранская. Свою идентичность М. б. сохранили в Америке. Там они впервые обосновались в г. Саванна (ныне штат Джорджия), в 1734 переселились в Пенсильванию, где в 1741 основали города Назарет, Литиц и (при участии самого Николаса Цинцендорфа) Бетлехем; в 1752–53 появилось неск. поселений в Сев. Каролине. Крещённые ими индейцы Пенсильвании считались полноправными гражданами колонии. М. б. выступали за отмену рабства, но в политич. борьбе 18–19 вв. придерживались нейтралитета.
Все М. б. принимают Апостольский символ веры, отд. общины придерживаются вероучения Николаса Цинцендорфа, лютеранского или кальвинистского вероучения. Согласно учению М. б., верующий должен посвятить себя Христу и стремиться к мистич. единству с Ним. Крещение совершается над детьми, чаще обливанием, но рассматривается не как таинство, а как публичный акт посвящения ребёнка Христу. Таинством является Евхаристия, она считается одним из гл. средств единения с Богом; сохраняется причащение мирян под обоими видами (Телом и Кровью Христовыми). У М. б. существует богатая гимнография.
На нач. 21 в. Моравская церковь объединяет 18 церковных провинций (фактически самостоят. религ. организаций). Высшим органом Церкви является Синод Единения (собирается, как правило, 1 раз в 7 лет). Всего в мире проживают ок. 800 тыс. М. б., в т. ч. 60% – в Танзании и ЮАР. Большинство провинций Моравской церкви входят во Всемирный совет церквей, активно участвуют в экуменич. движении. М. б. продолжают уделять много внимания миссионерской деятельности (в Африке, Юж. Америке, Канаде и др.). В Аллентауне (штат Пенсильвания) действуют Моравский колледж и Моравская богословская семинария.