КАЛЬВИ́Н
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАЛЬВИ́Н (Calvin, от латинизир. Calvinus, франц. Cauvin – Ковен) Жан (10.7.1509, Нуайон, пров. Пикардия, Франция – 27.5.1564, Женева), франц. и швейц. богослов, деятель Реформации, основатель одного из течений в протестантизме – кальвинизма. Родился в семье секретаря епископа. В 1523–27 учился в парижских коллежах Ла-Марш и Монтегю, первоначально готовясь к карьере священнослужителя. Позднее, по настоянию отца, посвятил себя занятиям юриспруденцией: с 1528 в ун-тах Орлеана и Буржа, славившихся факультетами права, проходил курс юридических и гуманитарных наук (у П. де Летуаля, А. Альциати), овладел древними языками – греческим и латинским, основательно изучил Священное Писание. Юридич. образование оказало значит. влияние на склад мышления К., выработав в нём способность развивать мысль в строгом логич. порядке. На формирование его личности повлияли также идеи гуманистов, прежде всего Эразма Роттердамского. В 1531 К. завершил обучение, получив степень лиценциата права. В связи со смертью отца он был вынужден вернуться в Нуайон, откуда вскоре отправился в Париж, где в 1532 за свой счёт издал первое сочинение – комментарии на книгу Сенеки «О добродетели великодушия», свидетельствовавшие о высокой образованности Кальвина.
Познакомившись ещё в Бурже (через нем. гуманиста М. Вольмара) с учением М. Лютера и У. Цвингли, К. постепенно стал приверженцем Реформации, однако окончательно порвал с католич. церковью только в кон. 1533, когда ему пришлось бежать из Парижа, спасаясь от преследований. В 1534 он отказался от своего церковного бенефиция, полученного в 1527 стараниями отца. Вскоре, в связи с усилившимися гонениями на протестантов, К. покинул Францию и через Страсбург отправился в Базель. Там он сблизился со многими деятелями Реформации [М. Буцером (1491–1551), Г. Буллингером (1504–75), В. Капитоном], занялся изучением др.-евр. языка, чтобы лучше понять Священное Писание, в частности Ветхий Завет. В 1536 в Базеле на латыни вышло первое издание его гл. соч. «Наставление в христианской вере» («Institutio Christianae religionis»). Посвятив его франц. королю Франциску I, К. хотел разъяснить своё представление о христианском вероучении, с тем чтобы защитить своих единомышленников, подвергавшихся во Франции гонениям.
Весной 1536 К. предпринял путешествие в Италию; жил при дворе Рене Французской, герцогини Феррарской (дочери франц. короля Людовика XII, кузины Маргариты Наваррской). После короткой деловой поездки во Францию К. остановился в Женеве; в сент. 1536 был там избран пастором и, возглавив сторонников Реформации, стал энергично проповедовать собств. учение. Суровые нравственные требования К. восстановили против него значит. часть женевского общества. В 1538 оппозиция достигла такой силы, что К. был вынужден покинуть Женеву и отправиться в Базель, а затем в Страсбург, где опубликовал ряд теологич. сочинений, включаясущественно дополненное издание лат. текста «Наставлений в христианской вере» (1539) и его перевод на франц. язык (1541). В 1540–41 по приглашению нем. теологов он участвовал в религ. коллоквиумах в Вормсе и Ратисбонне (Регенсбург); познакомился с Ф. Меланхтоном – другом и соратником Лютера.
В 1541 партия сторонников К. взяла верх в Женеве, и он смог туда вернуться. Женева стала местом, где реформаторские взгляды К. нашли практич. применение. К. проводил строгое различие между «видимой» и «невидимой» Церковью. «Видимая» Церковь представляет собой совокупность верующих на земле, «невидимая» – собрание избранных, известных лишь Богу. «Видимая» Церковь должна состоять из самоуправляющихся общин, руководители которых избираются и контролируются их членами. К. ввёл четыре вида церковного служения, которое осуществляли священники (совершали богослужения, проповедовали), старейшины (надзирали за чистотой веры и нравственности), доктора (преподавали теологию) и диаконы (ведали благотворительностью). Священники (пасторы) и старейшины (пресвитеры) были объединены в консисторию, которой вменялось в обязанность следить за соблюдением норм нравственности и строго карать нарушителей. К. считал необходимым сотрудничество церковных и светских властей (при условии автономии Церкви). Однако на практике в Женеве постепенно сложился режим теократич. типа. На основании написанных К. и принятых городским советом «Церковных установлений» («Ordonnances ecclésiastiques», 1541) магистраты взяли на себя заботу о моральном облике горожан. Город был разделён на кварталы, старейшины строго следили за посещением церковных служб, регулярно проводили проверки жилищ, предписывали обязат. правила относительно ношения одежды, поведения за столом и др. Увеселения, включая пение и танцы, азартные игры запрещались как греховные. Желая воссоздать простоту церковной обстановки и богослужения апостольских времён, К. опубликовал общий «Чин церковных молитв и песнопений» («Forme des Prières et de Chantz eccle̅siastiques», 1542), в соответствии с которым упразднялись церковные таинства, кроме крещения и причащения (Вечери Господней), церковные праздники, кроме воскресного дня, из храмов удалялись церковные украшения и утварь. В богослужении гл. роль приобретали молитвы и проповеди. К. написал также краткий Катехизис.
Неукоснительно придерживаясь избранного курса и назначая суровые наказания за отступления от чистоты вероучения, К. постоянно вступал в конфликты с оппонентами. Всего за время его «правления» в Женеве за ересь было казнено более 150 чел., особенный резонанс получило сожжение в 1553 исп. врача М. Сервета, отрицавшего учение о Св. Троице. В качестве наказания широко практиковалось и изгнание из Женевы. Лишь в 1555 сторонники К. окончательно возобладали в городском совете. С этого времени ни одно важное решение не принималось без его участия или вопреки его воле, хотя формально он стал гражданином Женевы только в 1559. К. также занимал профессорскую кафедру теологии (с 1559) в основанной по его инициативе Академии (ныне Женевский ун-т). К тому времени его власть и авторитет настолько возросли, что его стали называть «женевским папой». В Женеве наблюдался приток иммигрантов со всей Европы: к 1562 население города выросло в два с лишним раза по сравнению с 1535. В кон. 1562 здоровье К. серьёзно ухудшилось, с 1563 он уже больше не преподавал и не проповедовал.
К. написал множество сочинений: толкования и гомилии почти на все книги Священного Писания (от Книги Бытие до Книги Иисуса Навина, на все книги пророков, кроме глав 21–48 Книги Иезекииля, и на весь Новый Завет, кроме 2-го и 3-го Посланий ап. Иоанна и Откровения ап. Иоанна Богослова), теологич. трактаты, полемич. памфлеты антикатолической направленности (в частности, «О реликвиях», 1543), а также окончат. вариант «Наставления в христианской вере» (лат. версия опубл. в 1559, французская – в 1560). Важнейшим вкладом К. в идеи протестантизма было развитие доктрины о «двойном предопределении» (см. Предопределение), присутствовавшей уже у Августина. Согласно К., спасение или осуждение определены Богом для каждой сотворённой Им души ещё до рождения. Человек не способен изменить свою судьбу, спасти или погубить душу добрыми или злыми делами. В то же время человек располагает свободой относительно своего места в жизни («призвания»), на котором он полнее всего воплотит провиденциальный замысел. Чем добросовестнее человек трудится и выполняет предписанные Богом мирские обязанности, тем полнее он реализует своё «призвание». Необходимо веровать в свою избранность и молиться, готовясь смиренно принять любую волю Божию. Сомневаться в собств. избранности человек не должен, поскольку подобное беспокойство является симптомом недостатка веры. Хотя в сочинениях самого К. идея «двойного предопределения» не являлась центральной, она стала доминирующей у его последователей (особенно у Т. Беза).
С догмой о «двойном предопределении» в системе взглядов К. была связана и трактовка Евхаристии. Он утверждал духовный характер причастия и считал, что Божию благодать при его совершении получают только избранные, истинно верующие. Первоначально К. стремился к компромиссу с трактовками Евхаристии как Лютера, так и Цвингли (трактат «О Вечере Господней», 1541), но в 1549 заключил по этому вопросу Цюрихское соглашение с цвинглианами, что привело к его разрыву с лютеранами.
Идеи К. и созданная им в Женеве модель церковного и гос. устройства оказали также большое влияние на политич. теорию. Хотя сам К. наилучшей формой правления считал аристократическую республику, сформулированный и реализованный им принцип самоуправляющихся религ. общин, перенесённый в сферу политики, способствовал развитию теорий выборности власти и демократич. республиканского устройства (в т. ч. в ходе Нидерландской революции 16 в., Английской революции 17 в. и Войны за независимость в Северной Америке 1775–83). Исходя из принципа абсолютного суверенитета Бога, К. признавал за подданными право на пассивное сопротивление власти, нарушающей Его установления, что стало важным вкладом в развитие концепции прав человека.
Представления о важности реализации каждым человеком своего «призвания» и об успехе (в т. ч. и материальном) как признаке «избранности» привели к возникновению новой этики труда, которая, согласно теории М. Вебера, сыграла существенную роль в становлении капиталистич. отношений.