КО́МЕ́НСКИЙ ЯН АМОС
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́МЕ́НСКИЙ (Komenský, Comenius) Ян Амос [28.3.1592, Нивнице, ныне близ Угерске-Градиште (Чехия) – 15.11.1670, Амстердам], чеш. мыслитель-гуманист, педагог, обществ. деятель. Родился в семье члена протестантской общины чешских братьев. Учился в Херборнской академии и Гейдельбергском ун-те (1611–14). В 1614–1620 преподавал и был проповедником в Пршерове, затем в Фульнеке (Моравия), где в 1618 избран священником. В 1650 стал первым епископом чешских братьев, вместе с которыми подвергался гонениям; с 1628 жил в изгнании в Польше (г. Лешно), Венгрии, Швеции, Голландии.
Филос. взгляды К. сложились во многом под влиянием идей Ф. Бэкона и Х. Л. Вивеса. В ранней работе «Спорные вопросы, собранные в саду философии» (1613) К. выделял три источника познания: чувства, разум и Священное Писание, считая, что «нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущении, как нет ничего в вере, чего раньше не было бы в уме».
Ещё в период обучения К. собрал огромный языковой материал к кн. «Клад чешского языка» (рукопись сгорела в 1656), пробовал себя в духовной поэзии, занимался теорией чеш. стихосложения (трактат «О чешской поэзии» – «O poezii ceske», 1620). Острая сатира на европ. общество времён Тридцатилетней войны 1618–48 содержится в соч. «Лабиринт мира и рай сердца» («Labirynt swěta a ràȷ̀ srdce», 1623, опубл. в 1631, рус. пер. 1896), поэтика которого (в первую очередь образы лабиринта и искажающих картину реальности очков) во многом перекликается с произведениями литературы европ. маньеризма и барокко.
Видя путь к исправлению мира в совершенствовании системы воспитания и образования людей, К. изложил проект всесторонней педагогич. реформы и универсального обучения в сочинениях на чеш. яз. «Дидактика» (1628–32, опубл. в 1649; её переработанный в 1631–32 вариант был назван им «Рай церкви, или Рай чешский») и на лат. яз. «Великая дидактика» («Didactica magna», 1633–1638, опубл. в 1657, рус. пер. 1875–77). «Информаторий материнской школы» стал первой теорией дошкольного воспитания детей. К. создал единую систему образования и наметил её структуру: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение Священного Писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет – латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии, наряду с традиционными семью свободными искусствами, К. вводил естествознание, историю, географию). Наконец, в каждом государстве должна быть академия – высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет (к этой системе в позднейшей «Панпедии» К. добавил «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь). Вначале К. отдавал предпочтение предметному принципу преподавания и подготовил ряд учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Придя к убеждению, что человек должен получить целостную систему знаний о природе, человеке и духовном мире, он создал учебник «Открытая дверь к языкам» («Janua linguarum reserata», 1631), переведённый на 16 языков. Проект энциклопедич. системы знания – пансофии («Предвестник всеобщей мудрости» – «Pansophiæ Prodromus», 1639, рус. пер. 1939) был поддержан в Англии и Франции, англ. парламент даже принял постановление об организации учёной коллегии для разработки «Пансофии», но этому помешала гражд. война.
Приглашённый в 1640-х гг. в Швецию для проведения школьной реформы, К. подготовил учебники лат. яз. для швед. школ: «Преддверие латинского языка» («Vestibulum latinæ linguæ»), «Зал латинизма» («Atrium linguæ latinæ », 1643–1649, опубл. в 1649) и др. С 1650 проводил реформу школ в Венгрии, где в Шарошпатаке пытался частично реализовать свою идею устройства школы, обосновав её принципы в соч. «Пансофическая школа» (1651). Иллюстрированный учебник лат. яз. для начинающих «Мир чувственных вещей в картинках» («Orbis sensualium pictus», 1658, рус. пер. 1768) стал обязательной учебной книгой по «Уставу народных училищ в Российской империи» (1786).
С 1656 К. жил в Амстердаме, где подготовил 4-томное собрание своих лат. педагогич. сочинений. Начатый в 1644 труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» («De rerum humanarum emendatione consultatio catholica», ч. 1–2, 1662, полностью издан в 1966 в Праге), ставший итогом его филос.-педагогич. и социально-реформаторских планов, представляет собой грандиозный проект улучшения обществ. жизни и междунар. отношений через установление всеобщего мира и веротерпимости, выравнивания экономического и культурного уровня всех народов, всеобщего обучения и воспитания, одинакового для всех людей. Произведение состоит из нескольких частей, посвящённых всеобщему «пробуждению» («Панегерсия»), «просвещению» («Панавгия»), «всеобщей мудрости» («Пансофия»), всеобщему «устроению» («Пантаксия») и «воспитанию» («Панпедия»), для повышения эффективности которого и обеспечения сотрудничества между народами К. предлагал создать «всеобщий язык» («Панглотия»). «Всеобщее исправление» («Панортосия») завершает этот проект полного преобразования всех сфер человеческой деятельности (прежде всего философии, религии и политики), причём самоисправление каждого отд. человека связывалось К. с исправлением осн. обществ. институтов (семьи, школы, церкви, государства). Идеи К. оказали громадное воздействие на всё последующее развитие европ. педагогики.