БЭ́КОН ФРЭНСИС
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЭ́КОН (Bacon) Фрэнсис (22.1.1561, Лондон – 9.4.1626, Хайгет), англ. философ, писатель и гос. деятель. Родился в семье высокопоставленного сановника елизаветинского двора, лорда-хранителя большой королевской печати. Учился в Тринити-колледже в Кембридже (1573–76) и в юридич. корпорации Грейс-Инн (1579–82). В 1586 стал старшиной этой корпорации. Имел обширную юридич. практику и избирался в парламент. С 1618 лорд-верховный канцлер и пэр Англии. В 1621 снят с этого поста в связи с предъявленным ему парламентом обвинением в злоупотреблениях и взяточничестве. Последние годы жизни занимался исключительно науч. и лит. деятельностью.
Философия Б., подготовленная предшествовавшей натурфилософией, традицией англ. номинализма и достижениями нового естествознания, соединила в себе натуралистич. миросозерцание и эмпиризм с широкой программой реформы всего интеллектуального мира. Будущее человечества Б. связывал с успехами наук в познании природы и осуществлением на этой основе полезных изобретений. Гл. филос. труд, оставшийся незавершённым, – «Великое восстановление наук» («Instauratio Magna Scientiarum»). 1-я его часть – трактат «О достоинстве и приумножении наук» («De Dignitate et Augmentis Scientiarum», 1623, рус. пер. 1971) – содержит энциклопедич. обзор и классификацию знаний, которые Б. делит на три области – историю, поэзию и философию (отождествляемую с наукой вообще), соответствующие трём духовным способностям человека – памяти, фантазии и рассудку. 2-я часть – трактат «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы» («Novum Organum, sive Indicia Vera de interpretatione Naturae», 1620, рус. пер. 1935), который Б. противопоставляет аристотелевскому «Органону»; здесь Б. излагает учение о методе познания, концепцию индукции как определённого способа анализа, отбора и обобщения опытных данных, ведущего к постижению внутр. причин («форм») явлений природы, а также типологию заблуждений человеческого ума, тех «призраков», или «идолов», которые препятствуют этому. Таковы «идолы рода», коренящиеся в самой природе человека, его склонности к привычному и удобному, к рассмотрению природных явлений по аналогии с действиями человека; «идолы пещеры», проистекающие из индивидуальной ограниченности отд. людей; «идолы рынка», навязываемые штампами ходячего словоупотребления; «идолы театра», возникающие из некритич. приверженности к односторонним теориям и превратным доказательствам. 3-я часть – цикл работ, касающихся «естественной истории» отд. явлений природы: «История ветров» («Historia ventorum», 1622), «История жизни и смерти» («Historia vitae et mortis», 1623), «История плотного и разреженного и о сжатии и расширении материи в пространстве» («Historia densi et rari…», изд. 1658), «Sylva Sylvarum, или Естественная история в десяти центуриях» («Sylva Sylvarum, or A natural history in ten centuries», изд. 1627) и др., оставшиеся в набросках.
О благах научно-технич. развития Б. говорит в неоконченной повести «Новая Атлантида» («New Atlantis», изд. 1627, рус. пер. 1821, 1962), описывающей утопич. государство острова Бенсалем, гл. институт которого – учёный орден «Дом Соломона», научно-технич. центр страны, распоряжающийся вместе с тем всей хозяйств. жизнью. В повести есть предвидения таких технич. достижений, как передача света на дальние расстояния, мощные искусств. магниты, летательные аппараты разл. конструкций, подводные лодки, получение температуры, близкой к солнечной, создание искусств. климата и моделей, имитирующих поведение животных и людей.
В «Опытах, или Наставлениях нравственных и политических» («Essays, or Counsels, civil and moral», 1597–1612, 1625, рус. пер. 1874, 1962) Б. излагает свои взгляды по самым разным жизненным вопросам. Он выступает сторонником тюдоровского идеала военного, морского и политического могущества Англии, поощрения её торгово-пром. развития и совершенствования земледелия, склоняясь при этом к меркантилистским взглядам. В сб. «О мудрости древних» («De sapientia veterum», 1622, рус. пер. 1972) Б. дал аллегорическое толкование античных мифов в духе своей естественной, моральной и политической философии.
Идеи Б. оказали огромное влияние на целую эпоху последующего филос. развития, положив начало материалистич. традиции в философии Нового времени и тому направлению исследований, которое впоследствии получило назв. «философии науки». Предложенная им классификация знаний была принята франц. энциклопедистами, индуктивная методология стала отправным пунктом разработки индуктивной логики, а утопич. «Дом Соломона» послужил прообразом европ. науч. обществ и академий.