Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЭ́КОН ФРЭНСИС

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 468-469

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Л. Субботин
Ф. Бэкон. Портрет работы П. ван Сомера.

БЭ́КОН (Bacon) Фрэн­сис (22.1.1561, Лон­дон – 9.4.1626, Хай­гет), англ. фи­ло­соф, пи­са­тель и гос. дея­тель. Ро­дил­ся в се­мье вы­со­ко­по­став­лен­но­го са­нов­ни­ка ели­за­ве­тин­ско­го дво­ра, лор­да-хра­ни­те­ля боль­шой ко­ро­лев­ской пе­ча­ти. Учил­ся в Три­ни­ти-кол­лед­же в Кем­брид­же (1573–76) и в юри­дич. кор­по­ра­ции Грейс-Инн (1579–82). В 1586 стал стар­ши­ной этой кор­по­ра­ции. Имел об­шир­ную юри­дич. прак­ти­ку и из­би­рал­ся в пар­ла­мент. С 1618 лорд-вер­хов­ный канц­лер и пэр Анг­лии. В 1621 снят с это­го по­ста в свя­зи с предъ­яв­лен­ным ему пар­ла­мен­том об­ви­не­ни­ем в зло­упот­реб­ле­ни­ях и взя­точ­ни­че­ст­ве. По­след­ние го­ды жиз­ни за­ни­мал­ся ис­клю­чи­тель­но на­уч. и лит. дея­тель­но­стью.

Фи­ло­со­фия Б., под­го­тов­лен­ная пред­ше­ст­во­вав­шей на­тур­фи­ло­со­фи­ей, тра­ди­ци­ей англ. но­ми­на­лиз­ма и дос­ти­же­ния­ми но­во­го ес­те­ст­во­зна­ния, со­еди­ни­ла в се­бе на­ту­ра­ли­стич. ми­ро­со­зер­ца­ние и эм­пи­ризм с ши­ро­кой про­грам­мой ре­фор­мы все­го ин­тел­лек­ту­аль­но­го ми­ра. Бу­ду­щее че­ло­ве­че­ст­ва Б. свя­зы­вал с ус­пе­ха­ми на­ук в по­зна­нии при­ро­ды и осу­ще­ст­в­лени­ем на этой ос­но­ве по­лез­ных изо­бре­тений. Гл. фи­лос. труд, ос­тав­ший­ся не­за­вер­шён­ным, – «Ве­ли­кое вос­ста­нов­ле­ние на­ук» («Instauratio Magna Scien­tia­rum»). 1-я его часть – трак­тат «О дос­то­ин­ст­ве и при­ум­но­же­нии на­ук» («De Dignitate et Augmentis Scientiarum», 1623, рус. пер. 1971) – со­дер­жит эн­цик­ло­пе­дич. об­зор и клас­си­фи­ка­цию зна­ний, ко­то­рые Б. де­лит на три об­лас­ти – ис­то­рию, по­эзию и фи­ло­со­фию (ото­жде­ст­в­ляе­мую с нау­кой во­об­ще), со­от­вет­ст­вую­щие трём ду­хов­ным спо­соб­но­стям че­ло­ве­ка – па­мя­ти, фан­та­зии и рас­суд­ку. 2-я часть – трак­тат «Но­вый Ор­га­нон, или Ис­тин­ные ука­за­ния для ис­тол­ко­ва­ния при­ро­ды» («Novum Or­ga­num, sive Indicia Vera de interpretatione Naturae», 1620, рус. пер. 1935), ко­то­рый Б. про­ти­во­пос­тав­ля­ет ари­сто­те­лев­ско­му «Ор­га­но­ну»; здесь Б. из­ла­га­ет уче­ние о ме­то­де по­зна­ния, кон­цеп­цию ин­дук­ции как оп­ре­де­лён­но­го спо­со­ба ана­ли­за, от­бо­ра и обоб­ще­ния опыт­ных дан­ных, ве­ду­ще­го к по­сти­же­нию внутр. при­чин («форм») яв­ле­ний при­ро­ды, а так­же ти­по­ло­гию за­блу­ж­де­ний че­ло­ве­че­ско­го ума, тех «при­зра­ков», или «идо­лов», ко­то­рые пре­пят­ст­ву­ют это­му. Та­ко­вы «идо­лы ро­да», ко­ре­ня­щие­ся в са­мой при­ро­де че­ло­ве­ка, его склон­но­сти к при­выч­но­му и удоб­но­му, к рас­смот­ре­нию при­род­ных яв­ле­ний по ана­ло­гии с дей­ст­вия­ми че­ло­ве­ка; «идо­лы пе­ще­ры», про­ис­те­каю­щие из ин­ди­ви­ду­аль­ной ог­ра­ни­чен­но­сти отд. лю­дей; «идо­лы рын­ка», на­вя­зы­вае­мые штам­па­ми хо­дя­че­го сло­во­упот­реб­ле­ния; «идо­лы те­ат­ра», воз­ни­каю­щие из не­кри­тич. при­вер­жен­но­сти к од­но­сто­рон­ним тео­ри­ям и пре­врат­ным до­ка­за­тель­ст­вам. 3-я часть – цикл ра­бот, ка­саю­щих­ся «ес­те­ст­вен­ной ис­то­рии» отд. яв­ле­ний при­ро­ды: «Ис­то­рия вет­ров» («Historia ventorum», 1622), «Ис­то­рия жиз­ни и смер­ти» («His­toria vitae et mortis», 1623), «Ис­то­рия плот­но­го и раз­ре­жен­но­го и о сжа­тии и рас­ши­ре­нии ма­те­рии в про­стран­ст­ве» («Histo­ria densi et rari…», изд. 1658), «Sylva Sylvarum, или Ес­те­ст­вен­ная ис­то­рия в де­ся­ти цен­ту­ри­ях» («Sylva Sylvarum, or A natural history in ten centuries», изд. 1627) и др., ос­тав­шие­ся в на­бро­сках.

О бла­гах на­уч­но-тех­нич. раз­ви­тия Б. го­во­рит в не­окон­чен­ной по­вес­ти «Но­вая Ат­лан­ти­да» («New Atlantis», изд. 1627, рус. пер. 1821, 1962), опи­сы­ваю­щей уто­пич. го­су­дар­ст­во ост­ро­ва Бен­са­лем, гл. ин­сти­тут ко­то­ро­го – учё­ный ор­ден «Дом Со­ло­мо­на», на­уч­но-тех­нич. центр стра­ны, рас­по­ря­жаю­щий­ся вме­сте с тем всей хо­зяйств. жиз­нью. В по­вес­ти есть пред­ви­де­ния та­ких тех­нич. дос­ти­же­ний, как пе­ре­да­ча све­та на даль­ние рас­стоя­ния, мощ­ные ис­кусств. маг­ни­ты, ле­та­тель­ные ап­па­ра­ты разл. кон­ст­рук­ций, под­вод­ные лод­ки, по­лу­че­ние тем­пе­ра­ту­ры, близ­кой к сол­неч­ной, соз­да­ние ис­кусств. кли­ма­та и мо­де­лей, ими­ти­рую­щих по­ве­де­ние жи­вот­ных и лю­дей.

В «Опы­тах, или На­став­ле­ни­ях нрав­ст­вен­ных и по­ли­ти­че­ских» («Essays, or Counsels, civil and moral», 1597–1612, 1625, рус. пер. 1874, 1962) Б. из­ла­га­ет свои взгля­ды по са­мым раз­ным жиз­нен­ным во­про­сам. Он вы­сту­па­ет сто­рон­ни­ком тю­до­ров­ско­го идеа­ла во­ен­но­го, мор­ско­го и по­ли­тического мо­гу­ще­ст­ва Анг­лии, по­ощ­ре­ния её тор­го­во-пром. раз­ви­тия и со­вер­шен­ст­во­ва­ния зем­ле­де­лия, скло­ня­ясь при этом к мер­кан­ти­ли­ст­ским взгля­дам. В сб. «О муд­ро­сти древ­них» («De sapientia veterum», 1622, рус. пер. 1972) Б. дал ал­ле­го­рическое тол­ко­ва­ние ан­тич­ных ми­фов в ду­хе сво­ей ес­тест­вен­ной, мо­раль­ной и по­ли­тической фи­ло­со­фии.

Идеи Б. ока­за­ли ог­ром­ное влия­ние на це­лую эпо­ху по­сле­дую­ще­го фи­лос. раз­ви­тия, по­ло­жив на­ча­ло ма­те­риа­ли­стич. тра­ди­ции в фи­ло­со­фии Но­во­го вре­ме­ни и то­му на­прав­ле­нию ис­сле­до­ва­ний, ко­то­рое впо­след­ст­вии по­лу­чи­ло назв. «фи­ло­со­фии нау­ки». Пред­ло­жен­ная им клас­си­фи­ка­ция зна­ний бы­ла при­ня­та франц. эн­цик­ло­пе­ди­ста­ми, ин­дук­тив­ная ме­то­до­ло­гия ста­ла от­прав­ным пунк­том раз­ра­бот­ки ин­дук­тив­ной ло­ги­ки, а уто­пич. «Дом Со­ло­мо­на» по­слу­жил про­об­ра­зом ев­роп. на­уч. об­ществ и ака­де­мий.

Соч.: The works / Ed. by J. Spedding, R. L. Ellis, D. D. Heath. L., 1857–1874. Vol. 1–14. L., 1996. Vol. 1–7; Соч. М., 1977–1978. Т. 1–2; Ис­то­рия прав­ле­ния ко­ро­ля Ген­ри­ха VII. М., 1990.

Лит.: Го­ро­ден­ский Н. Ф. Бэ­кон, его уче­ние о ме­то­де и эн­цик­ло­пе­дия на­ук. Сер­ги­ев По­сад, 1915; Broad C. D. The philosophy of F. Bacon. Camb., 1926; Frost W. Bacon und die Naturphilosophie… Münch., 1927; Sturt M. F. Bacon. L., 1932; Anderson F. H. F. Bacon. His career and his thought. Los Ang., 1962; Farrington B. The philosophy of F. Bacon. Liverpool, 1964; Суб­бо­тин А. Л. Ф. Бэ­кон. М., 1974; Ми­ха­лен­ко Ю. П. Ф. Бэ­кон и его уче­ние. М., 1975; Quinton A. F. Bacon. Oxf., 1980; Фи­шер К. Ис­то­рия но­вой фи­ло­со­фии. М., 2003.

Вернуться к началу