ИНДУ́КЦИЯ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИНДУ́КЦИЯ (лат. inductio – наведение), познавательная процедура, посредством которой из сравнения наличных фактов выводится обобщающее их утверждение. В отличие от дедукции, в которой истинность заключения необходимо следует из истинности посылок, индуктивный вывод является лишь вероятностным, или правдоподобным.
Индуктивные рассуждения обсуждались Сократом и Аристотелем, который в «Аналитиках» рассматривал их как вспомогательные средства обоснования посылок силлогизмов.
Систематич. изучение индуктивных процедур начал Ф. Бэкон, предложивший метод анализа, отбора и обобщения данных опыта, ведущий к познанию их причин (таблицы присутствия, отсутствия и степеней свойств изучаемых явлений). Он рассматривал И. как единственно науч. способ познания, противопоставляя её умозрит. рассуждениям.
Опираясь на идеи Бэкона, Дж. С. Милль предложил пять методов индуктивных рассуждений (методы Милля), посредством которых выводятся заключения о причинных связях между явлениями (методы сходства, различия, объединённый метод сходства и различия, метод остатков и метод сопутствующих изменений). Индуктивные методы Милля, являющиеся примерами правдоподобных рассуждений, получили ряд уточнений средствами совр. логики (Г. Х. фон Вригт, В. К. Финн и др.).
Признание И. в качестве решающей познават. процедуры характеризует теорию познания эмпиризма.
Скептич. взгляд Д. Юма на И., cогласно которому индуктивные обобщения не могут быть обоснованы и являются лишь результатом ассоциации идей, был развит К. Поппером, считавшим, что правила индуктивного вывода не могут быть сформулированы, и отрицавшим познават. значение индукции.
Теории И., основанные на вероятностном подходе, были развиты в индуктивной логике Х. Рейхенбаха и Р. Карнапа. В совр. исследованиях по искусственному интеллекту формализация И. осуществляется средствами логики, алгоритмич. языков и баз данных с неполной информацией.