Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭМПИРИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 374

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Лекторский

ЭМПИРИ́ЗМ (от греч. ἐμπειρία – опыт), по­зи­ция в тео­рии по­зна­ния, со­глас­но ко­то­рой ис­точ­ни­ком и обос­но­ва­ни­ем всех зна­ний яв­ля­ет­ся чув­ст­вен­ный опыт. Зна­ние, ка­жу­щее­ся вне­опыт­ным, рас­смат­ри­ва­ет­ся в Э. ли­бо как слож­ный про­дукт опы­та (ло­ги­ка и ма­те­ма­ти­ка для Дж. С. Мил­ля), ли­бо как со­во­куп­ность ана­ли­тич. ут­вер­жде­ний, экс­пли­ци­рую­щих не­ко­то­рые осо­бен­но­сти язы­ка (ло­ги­ка и ма­те­ма­ти­ка в трак­тов­ке ло­гич. Э.), ли­бо как бес­смыс­ли­ца (фи­лос. ме­та­фи­зи­ка для всех пред­ста­ви­те­лей Э.).

Пер­вая и ис­то­ри­че­ски наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ная фор­ма Э. – сен­суа­лизм. В нач. 20 в. по­сле об­на­ру­же­ния (в ча­ст­но­сти, геш­тальт­пси­хо­ло­ги­ей) фак­тов, ста­вя­щих под со­мне­ние воз­мож­ность по­ни­ма­ния вос­при­ятия как ре­зуль­та­та про­стой ас­со­циа­ции «ато­мар­ных» ощу­ще­ний, бы­ла сде­ла­на по­пыт­ка ин­тер­пре­ти­ро­вать вос­при­ятие (и зна­ние во­об­ще) в по­ня­ти­ях «чув­ст­вен­ных дан­ных» (Дж. Мур, Б. Рас­сел и др.). Кон­цеп­ция чув­ст­вен­ных дан­ных, дис­кус­сии о ко­то­рой за­ни­ма­ли важ­ное ме­сто в фи­ло­со­фии Э. 1-й пол. 20 в. (в нео­реа­лиз­ме, кри­ти­че­ском реа­лиз­ме, ран­нем ло­гич. по­зи­ти­виз­ме), наи­бо­лее чёт­ко бы­ла под­верг­ну­та кри­ти­ке Г. Рай­лом (с по­зи­ций позд­ней фи­ло­со­фии Л. Вит­ген­штей­на) и М. Мер­ло-Пон­ти (с по­зи­ций фе­но­ме­но­ло­гии), по­ка­зав­шим не­воз­мож­ность по­строе­ния вос­при­ятия из ощу­ще­ний или чув­ст­вен­ных дан­ных. По­пыт­ка Вен­ско­го круж­ка трак­то­вать опыт как со­во­куп­ность про­то­коль­ных пред­ло­же­ний, ис­поль­зую­щих «веч­ный язык», с по­мо­щью ко­то­ро­го в про­стран­ст­ве и вре­ме­ни опи­сы­ва­ют­ся не­по­сред­ст­вен­но дан­ные со­бы­тия, от­но­ся­щие­ся к фи­зич. ве­щам (при­чём к это­му опы­ту ло­гич. Э. пы­тал­ся све­сти всё зна­ние), так­же по­тер­пе­ла не­уда­чу: об­на­ру­жи­лось, что при­ня­тие в ка­че­ст­ве ба­зис­ных ис­ход­ных эм­пи­рич. ут­вер­жде­ний не­из­беж­но свя­за­но с их ис­тол­ко­ва­ни­ем.

К сер. 20 в. вы­яви­лась не­воз­мож­ность осу­ще­ст­в­ле­ния про­грам­мы Э. в лю­бой его фор­ме, что бы­ло свя­за­но с тре­мя ос­но­во­по­ла­гаю­щи­ми мо­мен­та­ми. Во-пер­вых, бы­ла по­ка­за­на не­воз­мож­ность обос­но­ва­ния чис­то опыт­ным пу­тём ле­жа­щих в ос­но­ве на­уч. ис­сле­до­ва­ния по­сту­ла­тов на­уч. вы­во­да (в ча­ст­но­сти, пра­вил ин­дук­ции, по­сту­ла­та не­за­ви­си­мых при­чин­ных ли­ний, по­сту­ла­та ана­ло­гии и др., со­глас­но Б. Рас­се­лу). Во-вто­рых, бла­го­да­ря ра­бо­там У. Ку­ай­на, по­ка­зав­шим ус­лов­ность и от­но­си­тель­ность раз­де­ле­ния син­те­ти­че­ских (опыт­ных) и ана­ли­ти­че­ских (вне­опыт­ных) вы­ска­зы­ва­ний, ста­ло оче­вид­но, что опыт не мо­жет быть «дан­ным», он все­гда на­гру­жен ин­тер­пре­та­ци­ей, в слу­чае на­уч. зна­ния – это тео­ре­тич. ин­тер­пре­та­ция эм­пи­рич. вы­ска­зы­ва­ний. В-треть­их, в рам­ках совр. ког­ни­тив­ной пси­хо­ло­гии бы­ло по­ка­за­но, что в про­цес­се чув­ст­вен­но­го вос­при­ятия иг­ра­ют важ­ную роль вро­ж­дён­ные пер­цеп­тив­ные эта­ло­ны и ког­ни­тив­ные кар­ты.

Вернуться к началу