ЭМПИРИ́ЗМ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭМПИРИ́ЗМ (от греч. ἐμπειρία – опыт), позиция в теории познания, согласно которой источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. Знание, кажущееся внеопытным, рассматривается в Э. либо как сложный продукт опыта (логика и математика для Дж. С. Милля), либо как совокупность аналитич. утверждений, эксплицирующих некоторые особенности языка (логика и математика в трактовке логич. Э.), либо как бессмыслица (филос. метафизика для всех представителей Э.).
Первая и исторически наиболее распространённая форма Э. – сенсуализм. В нач. 20 в. после обнаружения (в частности, гештальтпсихологией) фактов, ставящих под сомнение возможность понимания восприятия как результата простой ассоциации «атомарных» ощущений, была сделана попытка интерпретировать восприятие (и знание вообще) в понятиях «чувственных данных» (Дж. Мур, Б. Рассел и др.). Концепция чувственных данных, дискуссии о которой занимали важное место в философии Э. 1-й пол. 20 в. (в неореализме, критическом реализме, раннем логич. позитивизме), наиболее чётко была подвергнута критике Г. Райлом (с позиций поздней философии Л. Витгенштейна) и М. Мерло-Понти (с позиций феноменологии), показавшим невозможность построения восприятия из ощущений или чувственных данных. Попытка Венского кружка трактовать опыт как совокупность протокольных предложений, использующих «вечный язык», с помощью которого в пространстве и времени описываются непосредственно данные события, относящиеся к физич. вещам (причём к этому опыту логич. Э. пытался свести всё знание), также потерпела неудачу: обнаружилось, что принятие в качестве базисных исходных эмпирич. утверждений неизбежно связано с их истолкованием.
К сер. 20 в. выявилась невозможность осуществления программы Э. в любой его форме, что было связано с тремя основополагающими моментами. Во-первых, была показана невозможность обоснования чисто опытным путём лежащих в основе науч. исследования постулатов науч. вывода (в частности, правил индукции, постулата независимых причинных линий, постулата аналогии и др., согласно Б. Расселу). Во-вторых, благодаря работам У. Куайна, показавшим условность и относительность разделения синтетических (опытных) и аналитических (внеопытных) высказываний, стало очевидно, что опыт не может быть «данным», он всегда нагружен интерпретацией, в случае науч. знания – это теоретич. интерпретация эмпирич. высказываний. В-третьих, в рамках совр. когнитивной психологии было показано, что в процессе чувственного восприятия играют важную роль врождённые перцептивные эталоны и когнитивные карты.