МУР ДЖОРДЖ ЭДУАРД
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУР (Moore) Джордж Эдуард (4.11.1873, Лондон – 24.10.1958, Кембридж), англ. философ, один из основоположников аналитической философии, неореализма и метаэтич. исследований, чл. Британской АН (1918). Изучал классич. языки и философию в Кембридже (1892–96). Преподавал в Кембридже (1911–39, проф. с 1925) и ун-тах США (1940–44). Гл. редактор ж. «Mind» (1921–47). В ранних работах М. был привержен абсолютному идеализму Ф. Брэдли и Дж. Мак-Таггарта, но уже в ст. «Природа суждения» (1899, рус. пер. 2009) предложил анализ понятий и суждений в духе «концептуального реализма» (всякий факт имеет форму суждения, истинность которого не зависит от его отношения к реальности: «обращение к фактам бесполезно»), повлиявшего на формирование концепции «логического атомизма» Б. Рассела и Л. Витгенштейна. В последующих работах, посвящённых критике идеализма, защите здравого смысла, анализу чувственных данных и философии морали, М. отказался от «концептуального реализма», но остался верен принципам неореализма, обосновывая тезис о независимом существовании реальности и её познаваемости, плюралистич. онтологии в противоположность идеалистич. монизму и антипсихологизму в логике и эпистемологии.
В ст. «Опровержение идеализма» (1903, рус. пер. 1987) М. показал ошибочность отождествления опыта и реальности, восприятия и воспринятого. Строго различая акт сознания и его объект и настаивая c позиций «здравого смысла» на достоверности нашего знания об объектах, М. подверг критике идеалистич. тезис «esse est percipi» («быть – значит быть воспринимаемым»), считая, что его опровержение сделает невозможным доказательство того, что «реальность духовна».
В области философии морали М. занимал позицию своеобразного интуитивизма и негедонистич. утилитаризма. Стремясь построить этику как науч. исследование, М. в получившей широкую известность работе «Принципы этики» («Principia Ethica», 1903, рус. пер. 1984) уделял особое внимание анализу языка этич. теорий, обсуждая логич. правомерность способов этич. аргументации: «добру как таковому» и «добру как средству» должны соответствовать и разные аргументы. «Добро как таковое» есть, по М., простое и неопределимое, интуитивно постигаемое понятие. Любая попытка его определить приводит к натуралистич. ошибке (naturalistic fallacy) – отождествлению добра с чем-либо, обладающим лишь свойством «быть добрым» (её проявления – гедонизм, «метафизическая» этика, этический натурализм и утилитаризм). Определение же «добра как средства» основано на интуитивном представлении о «добре как таковом» и на знании причинных зависимостей между поступком и его результатом. Из отождествления ценности и долга с «пользой» следует, согласно М., что утверждение «я морально обязан совершить этот поступок» тождественно утверждению «этот поступок обеспечит наибольшую возможную сумму добра в универсуме». Предположения о существовании Бога и бессмертии души М. считал недостаточно обоснованными, поэтому они отсутствовали в его теории морали. «Принципы этики» заложили основы метаэтики и оказали влияние на кружок брит. интеллектуалов «Блумсбери» (В. Вулф, Дж. Кейнс и др.).
Не стремясь к построению собственной филос. системы, М. внёс существенный вклад в становление и развитие методов аналитич. философии: содержащиеся в его работах разл. формы анализа, критически переосмысленные Л. Витгенштейном, Дж. Уиздомом (1904–93), Н. Малколмом (1911–90) и др., во многом определили стиль этого направления в философии.