БРЭ́ДЛИ ФРЭНСИС ГЕРБЕРТ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БРЭ́ДЛИ (Bradley) Фрэнсис Герберт (30.1.1846, Клапем – 18.9.1924, Оксфорд), брит. философ, ведущий представитель абсолютного идеализма. В 1865 поступил в Оксфордский ун-т; в 1870 избран членом совета Мертон-колледжа, но из-за болезни никогда не преподавал. В осн. филос. соч. «Видимость и реальность» («Appearance and reality», 1893) Б. рассматривает самопротиворечивость объекта или свойства как показатель нереальности: доказывая противоречивость понятий времени, пространства, причинности, энергии, чувственных качеств, личности, он рисует затем картину «истинной», «неизменной», «непротиворечивой» и «гармоничной» реальности – Абсолюта, в который входят все явления, различающиеся лишь по степени своей относит. целостности. Последней в наибольшей мере обладают явления сознания и образы разл. религий, а в наименьшей – материальные объекты и физич. процессы. Абсолют сверхличен и потому его нельзя называть Богом. Подлинная реальность не может быть постигнута рациональным мышлением, которое способно лишь к установлению отношений и расчленению целого; она постигается в мистич. переживании непосредств. опыта, в котором совпадают объективное и субъективное. В познании, согласно Б., нам всегда дано нечто универсальное, поэтому простое описание изолированных фактов принципиально невозможно, а анализ как таковой не ведёт к истине: любой факт внутренне связан со всеми др. фактами. Считая понятия традиц. формальной логики бессодержательными, Б. противопоставлял им идеи гегелевской диалектич. логики. Он также явился одним из первых критиков психологизма в логике.
Критикуя этику И. Канта, отрывающую должное от сущего, и отвергая принципы утилитаризма и гедонизма, Б. истоки морали видел в стремлении людей к гармонии и единству. Цель человеческой жизни заключается в «самореализации» в бесконечной и всеохватывающей целостности, этапами которой выступают религия (соединение в вере конечного и бесконечного) и государство. В нач. 20 в. учение Б. и др. представителей абсолютного идеализма было подвергнуто критике неореалистами и ранними представителями аналитической философии.