Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРЭ́ДЛИ ФРЭНСИС ГЕРБЕРТ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 259

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ф. Грязнов

БРЭ́ДЛИ (Bradley) Фрэн­сис Гер­берт (30.1.1846, Кла­пем – 18.9.1924, Окс­форд), брит. фи­ло­соф, ве­ду­щий пред­ста­ви­тель аб­со­лют­но­го идеа­лиз­ма. В 1865 по­сту­пил в Окс­форд­ский ун-т; в 1870 избран чле­ном со­ве­та Мер­тон-кол­ле­джа, но из-за бо­лез­ни ни­ког­да не пре­по­да­вал. В осн. фи­лос. соч. «Ви­ди­мость и ре­аль­ность» («Appearance and reality», 1893) Б. рас­смат­ри­ва­ет са­мо­про­ти­во­ре­чи­вость объ­ек­та или свой­ст­ва как по­ка­за­тель не­реаль­но­сти: до­ка­зы­вая про­ти­во­ре­чи­вость по­ня­тий вре­ме­ни, про­стран­ст­ва, при­чин­но­сти, энер­гии, чув­ст­вен­ных ка­честв, лич­но­сти, он ри­су­ет за­тем кар­ти­ну «ис­тин­ной», «не­из­мен­ной», «не­про­ти­во­ре­чи­вой» и «гар­мо­нич­ной» ре­аль­но­сти – Абсо­лю­та, в ко­то­рый вхо­дят все яв­ле­ния, раз­ли­чаю­щие­ся лишь по сте­пе­ни сво­ей от­но­сит. це­ло­ст­но­сти. По­след­ней в наи­боль­шей ме­ре об­ла­да­ют яв­ле­ния соз­на­ния и об­ра­зы разл. ре­ли­гий, а в наи­мень­шей – ма­те­ри­аль­ные объ­ек­ты и фи­зич. про­цес­сы. Аб­со­лют сверх­ли­чен и по­то­му его нель­зя на­зы­вать Бо­гом. Под­лин­ная ре­аль­ность не мо­жет быть по­стиг­ну­та ра­цио­наль­ным мыш­ле­ни­ем, ко­то­рое спо­соб­но лишь к ус­та­нов­ле­нию от­но­ше­ний и рас­чле­не­нию це­ло­го; она по­сти­га­ет­ся в мис­тич. пе­ре­жи­ва­нии не­по­средств. опы­та, в ко­то­ром сов­па­да­ют объ­ек­тив­ное и субъ­ек­тив­ное. В по­зна­нии, со­глас­но Б., нам все­гда да­но не­что уни­вер­саль­ное, по­это­му про­стое опи­са­ние изо­ли­ро­ван­ных фак­тов прин­ци­пи­аль­но не­воз­мож­но, а ана­лиз как та­ко­вой не ве­дёт к ис­ти­не: лю­бой факт внут­рен­не свя­зан со все­ми др. фак­та­ми. Счи­тая по­ня­тия тра­диц. фор­маль­ной ло­ги­ки бес­со­дер­жа­тель­ны­ми, Б. про­ти­во­пос­тав­лял им идеи ге­ге­лев­ской диа­лек­тич. ло­ги­ки. Он так­же явил­ся од­ним из пер­вых кри­ти­ков пси­хо­ло­гиз­ма в ло­ги­ке.

Кри­ти­куя эти­ку И. Кан­та, от­ры­ваю­щую долж­ное от су­ще­го, и от­вер­гая прин­ци­пы ути­ли­та­риз­ма и ге­до­низ­ма, Б. ис­то­ки мо­ра­ли ви­дел в стрем­ле­нии лю­дей к гар­мо­нии и един­ст­ву. Цель че­ло­ве­че­ской жиз­ни за­клю­ча­ет­ся в «са­мо­реа­ли­за­ции» в бес­ко­неч­ной и все­ох­ва­тывающей це­ло­ст­но­сти, эта­па­ми ко­то­рой вы­сту­па­ют ре­ли­гия (со­еди­не­ние в ве­ре ко­неч­но­го и бес­ко­неч­но­го) и го­су­дар­ст­во. В нач. 20 в. уче­ние Б. и др. пред­ста­ви­те­лей аб­со­лют­но­го идеа­лиз­ма бы­ло под­верг­ну­то кри­ти­ке нео­реа­ли­ста­ми и ран­ни­ми пред­ста­ви­те­ля­ми ана­ли­ти­че­ской фи­ло­со­фии.

Соч.: Principles of logic. L., 1883. L., 1922. Vol. 1–2; Essays on truth and reality. Oxf., 1914. Oxf., 1962; Ethical studies. Oxf., 1962; The collected works. Bristol, 1999. Vol. 1–12.

Лит.: Church R. W. Bradley’s dialectic. L., 1942; Wollheim R. Bradley. Harmondsworth, 1959; The philosophy of F. H. Bradley. Oxf., 1984; Eliot T. S. Knowledge and experience in the philosophy of F. H. Bradley. N. Y., 1989. См. так­же лит. при ст. Аб­со­лют­ный идеа­лизм.

Вернуться к началу