АБСОЛЮ́ТНЫЙ ИДЕАЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АБСОЛЮ́ТНЫЙ ИДЕАЛИ́ЗМ, направление в брит. философии, возникшее во 2-й пол. 19 в., иногда также называемое (не совсем точно) брит. неогегельянством. А. и. имел сторонников и в амер. философии. Непосредственными предшественниками его явились англ. романтики (в первую очередь С. Т. Колридж), а также Т. Карлейль, стимулировавшие среди философов интерес к спекулятивной метафизике. Нем. идеализм становится популярным прежде всего в Шотландии, в Сев. Америке его распространение вначале было связано с деятельностью группы трансценденталистов, а затем продолжено Сент-Луисским филос. об-вом во главе с У. Харрисом. Становлению А. и. в Великобритании способствовала книга Дж. Стирлинга «Секрет Гегеля» (1865). В кон. 19 в. А. и. стал преобладающим направлением в академич. среде. Решающую роль в его оформлении как самостоят. школы сыграл Ф. Брэдли. С помощью разработанного им метода «негативной диалектики» он стремился показать самопротиворечивость и потому нереальность всех явлений и свойств объективного мира (в т. ч. пространства, времени и движения), которые входят в Абсолют, не сводящийся к сумме своих частей, а представляющий новое, высшее качество. Абсолют при этом трактовался как «совершенная гармония» и «конкретно-всеобщее единство», доступное лишь мистич. переживанию. Представители А. и. традиционной формальной логике противопоставляли логику диалектическую (Г. Иоахим, Б. Бозанкет) и были одними из первых критиков «психологизма» в логике. Бозанкет использовал восходящее к Гегелю учение о государстве как особой целостности (зачастую отождествляемой с Абсолютом) для обоснования полного подчинения личности государству.
Монистическая интерпретация А. и. (Брэдли и др.) была дополнена плюралистическим, персоналистским вариантом, представленным в работах Э. Сета и в особенности Дж. Э. Мак-Таггарта, понимавшего Абсолют как духовное сообщество личностей-субстанций. В некоторых аспектах близкой этому варианту оказалась концепция «абсолютного волюнтаризма» Дж. Ройса, в работах которого (как и др. амер. идеалистов) особенно сильны религ. мотивы. В нач. 20 в. в Великобритании А. и. становится объектом острой критики со стороны ранних представителей аналитической философии, в США – прагматизма и неореализма и к кон. 20-х гг. фактически перестаёт существовать в качестве самостоятельного филос. направления.