НЕОРЕАЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕОРЕАЛИ́ЗМ (также «новый реализм», «новейший реализм»), лит. направление в России, возникшее в нач. 20 в. и отразившее миросозерцат. и эстетич. трансформацию традиций рус. реализма. Для сторонников Н. характерны отказ от позитивизма и натурализма, влияние которых затронуло реалистич. движение кон. 19 в., и опора на реализм сер. 19 в. (с его дальнейшим обновлением). Н., во многих отношениях предвосхищённый творчеством А. П. Чехова и отразивший воздействие модернизма нач. 20 в., а также отеч. и зарубежной филос. и эстетич. мысли рубежа 19–20 вв. (философия жизни, интуитивизм, рус. космизм), наиболее ярко проявился в нач. 1900-х гг. в прозе И. А. Бунина; во 2-й пол. 1900-х гг. и в 1910-е гг. Н. представлен творчеством И. С. Шмелёва, А. Н. Толстого, М. М. Пришвина, С. Н. Сергеева-Ценского, Е. И. Замятина. В произведениях писателей-неореалистов социально-историч. проблематика уступает место нравственно-философской: коллизии текущей жизни, в т. ч. привлекавшая многих стихия быта, запечатлеваются прежде всего сквозь призму «вечных» ценностей (на первый план выходят природные начала человеческого существования, мотив очистительной любви и др.). Поэтика Н. отмечена сочетанием описательной конкретности и предметной точности с экспрессивно-лирическим, нередко символизированным, словом; характерны ослабление фабульных связей за счёт усиления лирич. начала и углублённый психологизм. Ведущие жанры Н. – рассказ и повесть (своим устремлением к концентрированным обобщениям обязанная Чехову). Н. как новая форма реализма был концептуально осмыслен в работах Иванова-Разумника. М. А. Волошин и Г. И. Чулков рассматривали Н. как порождение символизма (с усвоением уроков реализма), приобщая к нему А. Белого; проблему соотношения Н. и акмеизма выдвигал В. М. Жирмунский. Традиции Н. сохранялись в сов. лит-ре и лит-ре рус. зарубежья 1920–30-х гг. (Замятин, Пришвин, М. А. Булгаков, А. П. Платонов, Шмелёв, Б. К. Зайцев), не образуя при этом целостное лит. направление.