Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕОРЕАЛИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 440

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Келдыш

НЕОРЕАЛИ́ЗМ (так­же «но­вый реа­лизм», «но­вей­ший реа­лизм»), лит. на­прав­ле­ние в Рос­сии, воз­ник­шее в нач. 20 в. и от­ра­зив­шее ми­ро­со­зер­цат. и эс­те­тич. транс­фор­ма­цию тра­ди­ций рус. реа­лиз­ма. Для сто­рон­ни­ков Н. ха­рак­тер­ны от­каз от по­зи­ти­виз­ма и на­ту­ра­лиз­ма, влия­ние ко­то­рых за­тро­ну­ло реа­ли­стич. дви­же­ние кон. 19 в., и опо­ра на реа­лизм сер. 19 в. (с его даль­ней­шим об­нов­ле­ни­ем). Н., во мно­гих от­но­ше­ни­ях пред­вос­хи­щён­ный твор­че­ст­вом А. П. Че­хо­ва и от­ра­зив­ший воз­дей­ст­вие мо­дер­низ­ма нач. 20 в., а так­же отеч. и за­ру­беж­ной фи­лос. и эс­те­тич. мыс­ли ру­бе­жа 19–20 вв. (фи­ло­со­фия жиз­ни, ин­туи­ти­визм, рус. кос­мизм), наи­бо­лее яр­ко про­явил­ся в нач. 1900-х гг. в про­зе И. А. Бу­ни­на; во 2-й пол. 1900-х гг. и в 1910-е гг. Н. пред­став­лен твор­че­ством И. С. Шме­лё­ва, А. Н. Тол­сто­го, М. М. При­шви­на, С. Н. Сер­гее­ва-Цен­ско­го, Е. И. За­мя­ти­на. В про­из­ве­де­ни­ях пи­са­те­лей-нео­реа­ли­стов со­ци­аль­но-ис­то­рич. про­бле­ма­ти­ка ус­ту­па­ет ме­сто нрав­ст­вен­но-фи­ло­соф­ской: кол­ли­зии те­ку­щей жиз­ни, в т. ч. при­вле­кав­шая мно­гих сти­хия бы­та, за­пе­чат­ле­ва­ют­ся пре­ж­де все­го сквозь приз­му «веч­ных» цен­но­стей (на пер­вый план вы­хо­дят при­род­ные на­ча­ла че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния, мо­тив очи­сти­тель­ной люб­ви и др.). По­эти­ка Н. от­ме­че­на со­че­та­ни­ем опи­са­тель­ной кон­крет­но­сти и пред­мет­ной точ­но­сти с экс­прес­сив­но-ли­ри­че­ским, не­ред­ко сим­во­ли­зи­ро­ван­ным, сло­вом; ха­рак­тер­ны ос­лаб­ле­ние фа­буль­ных свя­зей за счёт уси­ле­ния ли­рич. на­ча­ла и уг­луб­лён­ный пси­хо­ло­гизм. Ве­ду­щие жан­ры Н. – рас­сказ и по­весть (сво­им уст­рем­ле­ни­ем к кон­цен­три­ро­ван­ным обоб­ще­ни­ям обя­зан­ная Че­хо­ву). Н. как но­вая фор­ма реа­лиз­ма был кон­цеп­ту­аль­но ос­мыс­лен в ра­бо­тах Ива­но­ва-Ра­зум­ни­ка. М. А. Во­ло­шин и Г. И. Чул­ков рас­смат­ри­ва­ли Н. как по­ро­ж­де­ние сим­во­лиз­ма (с ус­вое­ни­ем уро­ков реа­лиз­ма), при­общая к не­му А. Бе­ло­го; про­бле­му со­отно­ше­ния Н. и ак­ме­из­ма вы­дви­гал В. М. Жир­мун­ский. Тра­ди­ции Н. со­хра­ня­лись в сов. лит-ре и лит-ре рус. за­ру­бе­жья 1920–30-х гг. (За­мя­тин, При­швин, М. А. Бул­га­ков, А. П. Пла­то­нов, Шме­лёв, Б. К. Зай­цев), не об­ра­зуя при этом це­ло­ст­ное лит. на­прав­ле­ние.

Лит.: Кел­дыш В. А. Реа­лизм и нео­реа­лизм // Кел­дыш В. А. Рус­ская ли­те­ра­ту­ра ру­бе­жа ве­ков (1890-е – на­ча­ло 1920-х гг.). М., 2000. Кн. 1; он же. Нео­реа­лизм (1900–1910-е гг.) // О «се­реб­ряном ве­ке» рус­ской ли­те­ра­ту­ры: Об­щие за­ко­но­мер­но­сти. Про­бле­мы про­зы. М., 2010; Го­луб­ков М. М. Рус­ская ли­те­ра­ту­ра XX в. По­сле рас­ко­ла. М., 2001; Аби­ше­ва У. К. Нео­реа­лизм в рус­ской ли­те­ра­ту­ре 1900–1910-х гг. М., 2005; Да­вы­до­ва Т. Т. Рус­ский нео­реа­лизм: идео­ло­гия, по­эти­ка, твор­че­ская эво­лю­ция. М., 2006; Туз­ков С. А., Туз­ко­ва И. В. Нео­реа­лизм. Жан­ро­во-сти­ле­вые по­ис­ки в рус­ской ли­те­ра­ту­ре кон­ца XIX – на­ча­ла XX в. М., 2009.

Вернуться к началу