СИМВОЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СИМВОЛИ́ЗМ (франц. symbolisme), направление в европ. литературе и искусстве кон. 19 – нач. 20 вв. Зародившийся во Франции на рубеже 1860–70-х гг. и получивший распространение в др. странах Запада и в России, С. противопоставил себя позитивистскому мировоззрению и утвердившимся тенденциям реализма и натурализма в худож. творчестве. На формирование С., преемственно связанного с романтизмом, значит. воздействие оказали философия А. Шопенгауэра, Э. фон Гартмана, идеи Ф. Ницше, а также интуитивизм и философия жизни, творчество Р. Вагнера и Э. По. Символисты восприняли окружающую действительность как систему символов, т. е. зримых носителей незримого и сверхчувственного – единой духовной субстанции, пронизывающей природный мир (объективная трансцендентная сущность универсума) и человеческое сознание (субъективный внутренний мир индивида), которую можно постичь лишь интуитивно с помощью иск-ва. Во многом определяющей для символистов в попытках приблизиться к постижению этой субстанции явилась высказанная Ш. Бодлером мысль о мистич. соответствиях звуков, запахов и цвета (сонет «Соответствия», ставший своего рода манифестом С.). С. присущи «антибуржуазная» направленность и индивидуализм, эротизм и тяготение к демонизму, иррационализм и религ. мистицизм, эстетизация жизни и сакрализация иск-ва. Суггестивность С., связанная со стремлением передать невыразимое, своей смысловой неопределённостью сближает С. с импрессионизмом.
В литературе основы символистской эстетики были заложены творчеством П. Верлена, Лотреамона, А. Рембо, а также С. Малларме, вокруг которого ок. 1885 объединились Ж. Мореас (он первый в 1886 использовал термин «С.» в качестве названия поэтич. направления, но вскоре отошёл от С.), А. де Ренье, Р. Гиль и др.; к ним в 1890-е гг. примкнули П. Клодель, П. Валери, П. Фор, А. Жид и др. На первый план выдвинулась поэзия; лирич. начало отчётливо проявилось в прозе и драматургии. Особое внимание уделялось звуковой стороне стиха, сближению его с музыкой, осмыслявшейся в качестве праосновы иск-ва и жизни; характерно обращение к свободному стиху как более напевному. Группа распалась в 1898, однако влияние С. продолжалось как во Франции, так и за её пределами. Тесно связаны с франц. символистами писавшие по-французски бельгийцы М. Метерлинк, Э. Верхарн; в австр. лит-ре – Г. фон Гофмансталь и Р. М. Рильке; в немецкой – С. Георге, в ирландской – У. Б. Йейтс, в норвежской – поздний Г. Ибсен, в шведской – отчасти А. Стриндберг.
В России С. оформился под влиянием западного и имел свою специфику: преим. эстетич. установки европ. С. были дополнены мистико-филос. идеями, которые превращали рус. С. в сложное худож.-поэтич. и мировоззренч. явление. На формирование рус. С. значит. влияние оказало учение В. С. Соловьёва о «душе мира», творчество М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева и более всего – Ф. М. Достоевского. Организац. центрами символистов стали изд-ва «Скорпион», «Гриф» и «Мусагет»; журналы «Весы», «Золотое руно», отчасти «Мир искусства»; первыми манифестами – выступления Н. М. Минского («При свете совести», 1890) и Д. С. Мережковского («О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», 1893). Минского и Мережковского, а также З. Н. Гиппиус, Ф. Сологуба, А. М. Добролюбова, И. Коневского, в произведениях которых преломились эстетика и настроения декаданса, относят к «старшим символистам»; к ним же принадлежат и истинные зачинатели С. в отеч. лит-ре – В. Я. Брюсов и К. Д. Бальмонт. Поколение «младших символистов» представлено творчеством А. А. Блока – крупнейшего представителя рус. С., А. Белого, И. Ф. Анненского, Вяч. И. Иванова, Ю. Балтрушайтиса, Эллиса и др. Размывание границ между жизнью и иск-вом воплотилось в характерном для рус. С. феномене жизнетворчества как общекультурного созидания, направленного на преодоление разрыва между художником и народом («рапсодом» и «толпой»). Кризис, наметившийся в ходе осмысления опыта Революции 1905–07 и обусловленный расхождением в оценках перспектив дальнейшего историч. развития, места «старой» культуры и назначения иск-ва быть «делом» («пророчеством») или «только искусством», привёл в 1910-е гг. к распаду символистского движения. Лит-ра рус. С., отразившая трагич. обществ. потрясения и эсхатологич. предчувствия эпохи, стала одним из наиболее ярких проявлений Серебряного века отеч. культуры. Обновление поэтич. жанров – выдвижение лирич. поэмы и новых принципов построения поэтич. циклов и сборников вокруг фигуры самого поэта как лирич. героя (внутренняя жизнь которого осмыслялась как соприродная трансцендентной сущности мира) оказало значит. воздействие на дальнейшее развитие отеч. поэзии.
В изобразительном искусстве С. сложился в последней четв. 19 в., противостоя не только реализму и натурализму, но и академизму и традиции аллегории. Произведения С. характеризуются не стилевым единством или общностью сюжетов, а суггестивным характером образного строя; значение символа раскрывалось через возбуждаемые им ассоциации, субъективные представления. Пластич. образ, отстранённый от видимой реальности, уподобляется музыке силой эмоционального воздействия, способностью вызывать поток изменчивых психич. состояний. Эти особенности позволяют рассматривать в контексте С. позднеромантич. живопись Г. Моро, П. Пюви де Шаванна и др.
Наиболее полно С. осуществился во Франции, где обозначились разл. способы организации символич. формы. А. Орье, один из гл. теоретиков С. в изобразит. иск-ве, считал символистским творчество таких мастеров постимпрессионизма, как В. Ван Гог и П. Гоген, поскольку в нём отвлечённая от натуры форма стимулировала внутр. созерцание. Под влиянием иск-ва Гогена и понт-авенской школы сложился камерный С. группы «Наби»; видными представителями франц. С. были также О. Редон, Э. А. Каррьер, О. Роден. «Консервативная» линия С. связана с деятельностью салона «Роза+Крест», организованного в 1892 писателем Ж. Пеладаном. Будучи мистиком, он призывал возродить католич. идеалы, передавать их в форме живописной интерпретации ср.-век. легенд, религ. и фантастич. сюжетов (Э. Аман-Жан, А. Мартен, А. Сеон, Л. Анкетен и др.).
С. в Бельгии тесно связан с французским (Ф. Ропс, Т. ван Рейселберге, Ж. Дельвиль, Ф. Кнопф). В Нидерландах С. представляли Я. Тороп, Й. Торн-Приккер, в Германии – М. Клингер, Ф. фон Штук, в Швейцарии – А. Бёклин, Ф. Ходлер, в Финляндии – А. Галлен-Каллела, в Литве – М. Чюрлёнис. Некоторые черты С. можно увидеть в творчестве прерафаэлитов в Великобритании и мастеров неоидеализма в Германии. Значит. вклад в историю С. сделан художниками Австрии (Г. Климт, К. Мозер), претворившими образные мотивы в декоративных формах модерна. Эмоциональная напряжённость С., стремление передать невыразимое привели к абстрагированию миметич. формы (сжатие пространства, деформация линейных очертаний, форсированная цветовая насыщенность живописи – в творчестве Э. Мунка, Дж. Энсора, Э. Шиле, А. Кубина) и знаменуют переход от С. к экспрессионизму.
В России С. получил наиболее адекватное стилевое оформление в рамках модерна. С общеевропейским С. рос. мастеров сближает стремление к мифотворчеству (М. А. Врубель, Л. С. Бакст, Н. К. Калмаков, В. Н. Масютин, К. С. Петров-Водкин, П. Н. Филонов), романтич. культ нац. старины (В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, Н. К. Рерих, В. В. Кандинский, К. Ф. Богаевский и др.), поиски «настроений», созвучных тревожному мироощущению кон. 19 – нач. 20 вв. (И. И. Левитан, В. Э. Борисов-Мусатов, М. В. Якунчикова, М. В. Добужинский, К. А. Сомов, А. Я. Головин и др. мастера «Мира искусства», «Голубой розы»).
В театральном искусстве С. связан прежде всего с утверждением режиссёрского театра. Теоретич. разработки театрального С. ярче всего проявились в пьесах и филос. трактатах М. Метерлинка, в труде которого «Сокровище смиренных» (1896) выдвигается, в частности, теория «статичного театра»: истинный смысл жизни, явлений и предметов раскрывается помимо внешнего действия. Возникает понятие «диалог второго ряда» – за внешним случайным разговором проявляется по-настоящему высокое содержание слов; большое значение имеют паузы, высший смысл бытия рождается в момент молчания. Понимание сущности человеческой жизни как трагедии выражается в идее «трагического повседневного».
Первым символистским театром стал парижский «Théâtre d’Art» («Художественный театр», 1890–92), который возглавлял П. Фор (в театре работали художники группы «Наби»). Утверждая на сцене идею «условного театра», театр С. стремился создать небытовую атмосферу. Использовались «барельефные мизансцены» – неглубокое пространство сцены, максимально приближенное к зрителю, но отделённое от зала тюлевым занавесом, что воплощало идею двоемирия: худож. реальность сцены противопоставлялась обыденной реальности зала. Перед тюлем мог находиться чтец, произносящий ремарки или даже реплики персонажей («Театр поэта», с этим направлением связана теория замены декорации словом, франц. теоретик – П. Кийар; «Пьяный корабль» А. Рембо, «Девушка с отсечёнными руками» Кийара, «Полуночный сон» франц. поэта К. Мендеса; все – в «Художественном театре» Фора). С др. стороны, появлялись эффектные декорации, определявшие атмосферу спектакля и призванные передать нечто среднее между изображением предметов и их метафорич. воплощением, – так формировался «Театр художника» («Мадам Смерть» Рашильд – там же). Третье направление – «Театр синтеза», в котором сценич. средства максимально расширялись и который воплощал символистскую теорию соответствий, взаимодействий разных видов искусств в рамках одного спектакля («Песнь Песней» П. Н. Руанара – там же).
Поиски нового театрального языка в русле символистской эстетики велись в театре «L’Œuvre» («Творчество»), организованном в 1893 О. М. Люнье-По. Англо-ирл. сценич. С. проявился в творчестве У. Б. Йейтса и Г. Э. Г. Крэга. В Германии идеи С. разрабатывал Г. Фукс. В Испании под влиянием франц. С. создал свою театральную программу «Битва за Метерлинка» А. Гуаль (Гуаль-и-Кераль), основавший в 1899 в Барселоне «Интимный театр». На эстетику символистского театра и идеи Р. Вагнера ориентировался А. Аппиа на раннем этапе творчества.
В России театральный С. опирался на европ. опыт, на теории Р. Вагнера и Ф. Ницше. Теоретич. основы символистского театра разрабатывали Вяч. И. Иванов, Ф. Сологуб, А. Белый, В. Я. Брюсов. Теория и практика театрального C. в России в 1900-е гг. стала доминирующей в поисках нового сценич. языка. Заявив о себе в рамках натуралистич. эстетики, МХТ расширял границы: К. С. Станиславский обратился к драматургии Метерлинка («Синяя птица», 1908), сотрудничал с Г. Э. Г. Крэгом в постановке «Гамлета» У. Шекспира (1911). Самой яркой сценич. реализацией концепции рус. С. стали спектакли В. Э. Мейерхольда «Смерть Тентажиля» (1905) и «Сестра Беатриса» (1906) Метерлинка, «Балаганчик» (1906) и «Незнакомка» (1914) А. А. Блока. Актёр в символистских спектаклях Мейерхольда играл на неглубокой плоской сцене на фоне декоративного панно, принципы неподвижного театра как театра-храма осуществлялись в ритуальных формах мистич. молчания и в архит. декоративных мизансценах.