НЕОИДЕАЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕОИДЕАЛИ́ЗМ (нем. Neuidealismus), направление в искусстве, представленное деятельностью «немецких римлян» – участников «Римского кружка» 2-й пол. 19 в. и их последователей в 20 в. Теоретич. обоснование Н. дали Х. фон Маре, который был лидером группы и генератором идей, К. Фидлер, поднявший эти идеи на филос.-эстетич. уровень, и А. фон Хильдебранд, систематизировавший теорию Н. и дополнивший её специфич. проблематикой скульптуры. Полемизируя с академизмом, салонным искусством, эклектизмом, натурализмом, также и с реализмом, они видели задачу иск-ва в следовании «вечным» идеалам красоты, рассматривали его как способ преодоления «хаоса» действительности, а формотворчество – как выражение особого «чистого видения» художника, т. е. визуального мышления, продуктом которого является не подражание реальности, а создание идеальной «новой действительности». В творч. практике представители Н. (Хильдебранд в скульптуре, Маре в живописи) стремились возродить пластич. ясность классич. иск-ва, создавая значит. монументальные произведения. Хотя осн. положения Н. тесно смыкаются с принципами неоклассицизма, он повлиял также на становление стиля модерн и некоторые течения авангардизма (неопластицизм, элементаризм и др.). Вместе с тем в 20 в. продолжалась особая линия Н. – в творчестве учеников и последователей Маре (нем. художники Х. Тома, Л. фон Хофман), Хильдебранда (итал. скульптор А. Мартини и др.), членов итал. движения новеченто. В рус. иск-ве принципы Н. представлены в творчестве, теории и худож. педагогике графиков В. А. Фаворского и Н. Э. Радлова, живописцев К. С. Петрова-Водкина и Н. П. Пятахина, скульпторов В. Н. Домогацкого и А. Т. Матвеева, в практике творч. объединений «Четыре искусства» и «Основа».
Н. стал отправной точкой для осознания самостоят. законов худож. формы в теоретич. трудах Г. Вёльфлина и формальной школы в целом; также повлиял на венскую школу искусствознания; концепция визуального мышления получила развитие в гештальтпсихологии (Р. Арнхайм и др.).