Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕОИДЕАЛИ́ЗМ

Авторы: А. М. Муратов
Неоидеализм. А. фон Хильдебранд. «Уснувший пастушок». Мрамор. 1871–73. Старая национальная галерея (Берлин).

НЕОИДЕАЛИ́ЗМ (нем. Neuidealismus), на­прав­ле­ние в ис­кус­ст­ве, пред­став­лен­ное дея­тель­но­стью «не­мец­ких рим­лян» – уча­ст­ни­ков «Рим­ско­го круж­ка» 2-й пол. 19 в. и их по­сле­до­ва­те­лей в 20 в. Тео­ретич. обос­но­ва­ние Н. да­ли Х. фон Ма­ре, ко­то­рый был ли­де­ром груп­пы и ге­не­ра­то­ром идей, К. Фид­лер, под­няв­ший эти идеи на фи­лос.-эс­те­тич. уро­вень, и А. фон Хиль­деб­ранд, сис­те­ма­ти­зи­ро­вав­ший тео­рию Н. и до­пол­нив­ший её спе­ци­фич. про­бле­ма­ти­кой скульп­ту­ры. По­ле­ми­зи­руя с ака­де­миз­мом, са­лон­ным ис­кус­ст­вом, эк­лек­тиз­мом, на­ту­ра­лиз­мом, так­же и с реа­лиз­мом, они ви­де­ли за­да­чу иск-ва в сле­до­ва­нии «веч­ным» идеа­лам кра­со­ты, рас­смат­ри­ва­ли его как спо­соб пре­одо­ле­ния «хао­са» дей­ст­ви­тель­но­сти, а фор­мо­твор­че­ст­во – как вы­ра­же­ние осо­бо­го «чис­то­го ви­де­ния» ху­дож­ни­ка, т. е. ви­зу­аль­но­го мыш­ле­ния, про­дук­том ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся не под­ра­жа­ние ре­аль­но­сти, а соз­да­ние иде­аль­ной «но­вой дей­ст­ви­тель­но­сти». В творч. прак­ти­ке пред­ста­ви­те­ли Н. (Хиль­деб­ранд в скульп­ту­ре, Ма­ре в жи­во­пи­си) стре­ми­лись воз­ро­дить пла­стич. яс­ность клас­сич. иск-ва, соз­да­вая зна­чит. мо­ну­мен­таль­ные про­из­ве­де­ния. Хо­тя осн. по­ло­же­ния Н. тес­но смы­ка­ют­ся с прин­ци­па­ми не­оклас­си­циз­ма, он по­вли­ял так­же на ста­нов­ле­ние сти­ля мо­дерн и не­ко­то­рые те­че­ния аван­гар­диз­ма (не­опла­сти­цизм, эле­мен­та­ризм и др.). Вме­сте с тем в 20 в. про­дол­жа­лась осо­бая ли­ния Н. – в твор­че­ст­ве уче­ни­ков и по­сле­до­ва­те­лей Ма­ре (нем. ху­дож­ни­ки Х. То­ма, Л. фон Хоф­ман), Хиль­деб­ран­да (итал. скульп­тор А. Мар­ти­ни и др.), чле­нов итал. дви­же­ния но­ве­чен­то. В рус. иск-ве прин­ци­пы Н. пред­став­ле­ны в твор­че­ст­ве, тео­рии и ху­дож. пе­да­го­ги­ке гра­фи­ков В. А. Фа­вор­ско­го и Н. Э. Рад­ло­ва, жи­во­пис­цев К. С. Пет­ро­ва-Вод­ки­на и Н. П. Пя­та­хи­на, скульп­то­ров В. Н. До­мо­гац­ко­го и А. Т. Мат­вее­ва, в прак­ти­ке творч. объ­е­ди­не­ний «Че­ты­ре ис­кус­ст­ва» и «Ос­но­ва».

Н. стал от­прав­ной точ­кой для осоз­на­ния са­мо­сто­ят. за­ко­нов ху­дож. фор­мы в тео­ре­тич. тру­дах Г. Вёльф­ли­на и фор­маль­ной шко­лы в це­лом; так­же по­вли­ял на вен­скую шко­лу ис­кус­ст­во­зна­ния; кон­цеп­ция ви­зу­аль­но­го мыш­ле­ния по­лу­чи­ла раз­ви­тие в геш­тальт­пси­хо­ло­гии (Р. Арн­хайм и др.).

Лит.: Faensen H. Die bildnerische Form: Die Kunstauffassungen K. Fiedlers, A. von Hilde­brands und H. von Marées. В., [1965]; Арс­ла­нов В. Г. Ис­то­рия за­пад­но­го ис­кус­ст­во­зна­ния ХХ в. М., 2003; Му­ра­тов А. М. Не­ои­деа­лизм в изо­бра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве // А. Блок и Псков­ский край. Псков, 2005.

Вернуться к началу