НОВЕЧЕ́НТО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НОВЕЧЕ́НТО (итал. novecento – букв. девятьсот; также двадцатый век), направление в итал. изобразит. иск-ве, архитектуре и лит-ре 1920–30-х гг., стремившееся вернуться к ренессансной классике, восстановить преемственность традиции, прерванную авангардизмом нач. 20 в. Сравнительно редко назв. «Н.» используется для обозначения итал. варианта стиля ар деко. В 1922 художники А. Буччи, Л. Дудревилль, А. Фуни, Э. Малерба, П. Маруссиг, У. Оппи, М. Сирони объединились в группу «Семь художников 20 века» («Sette pittori del Novecento»; автор названия – Буччи; отсюда – наименование направления); координатором выступила худож. критик М. Сарфатти. В 1923 состоялась одноим. выставка в Милане, в 1924 группа приняла участие в Венецианской биеннале. Назв. «Н.» апеллировало к эпохам расцвета в итал. иск-ве (кватроченто, чинквеченто) и должно было обозначать рождение новой традиции. Участники группы в начале творч. пути принадлежали к движению футуризма, но в послевоенные годы обратились к поиску в области фигуративности и неоклассич. языка. Их объединяло сходство худож. языка, развивавшегося не без влияния метафизической живописи и идей, разрабатываемых в те годы Дж. Де Кирико, А. Савинио и К. Каррá в ж. «Valori plastici», что отвечало общеевроп. тенденции «возврата к порядку» («retour а̀ l’ordre»). Своё иск-во они описывали в терминах «современности», «конструктивности», «возврата к истинным традициям итал. иск-ва», в качестве которых представлялись эпохи античности и Возрождения (в особенности Раннее Возрождение в Италии). Группа распалась в 1924, но разрабатываемая ими поэтика была близка мн. итал. художникам тех лет, что позволило Сарфатти в 1926 организовать выставку «Novecento Italiano» в Милане. В ней участвовало св. 100 художников, представителей разл. поколений и тенденций, в своём творчестве в той или иной степени обращавшихся к техникам, темам, мотивам традиц. итал. иск-ва разных эпох (от этрусков до романтизма); среди них (помимо «Семи художников 20 века») – живописцы К. Каррa, Дж. Моранди, М. Кампильи, Ф. Казорати, Дж. Северини, Ф. Де Пизис, скульпторы М. Россо, А. Мартини, А. Вильдт, арх. Дж. Дзанини; отдельно была представлена секция футуризма (Дж. Балла, Э. Прамполини и др.). На открытии выставки произнёс речь Б. Муссолини (на худож. взгляды которого Сарфатти оказывала сильное влияние), выдвинув идею «государственного иск-ва», подразумевающую, что гос-во не отдаёт предпочтение ни одной отд. тенденции. Однако с назв. «Н.» стало ассоциироваться именно иск-во, отвечающее линии гос. политики (см. Фашистское искусство). Затем прошли выставки Н. за рубежом (в городах Голландии, Франции, Швейцарии, в Буэнос-Айресе), также 2-я выставка «Н.» в Милане.
В творчестве мн. художников Н. особое место занимает монументальное иск-во. В 1933 М. Сирони, М. Кампильи, К. Карра и А. Фуни издают «Манифест монументальной живописи» («Manifesto della pittura murale»), в котором называют её наиболее аутентичным выражением «фашистского стиля», выдвигая программу стиля «одновременно античного и нового», основанного на строгости и стройной композиции, первым результатом чего являются фрески Де Кирико, Фуни, Кампильи, и мозаики Северини для 5-й Триеннале декоративных искусств в Милане (1933). Художники Н. сотрудничали с архитекторами в частных и гос. заказах (напр., Сирони в проекте Палаццо Литторио группы Дж. Терраньи, 1934; Фуни в росписи храма Кристо-Ре М. Пьячентини, 1934; Карра, Сирони и А. Мартини в оформлении комплекса Рим. ун-та, 1935, и др.). С нач. 1930-х гг. Н. постепенно теряет своё влияние, во многом ввиду организованной структуры офиц. иск-ва – выставок худож. профсоюзов и рим. Квадриеннале (основана в 1931). «Архитектурным Н.» в 1920-е гг. называли миланских архитекторов, представлявших альтернативу эклектизму и стилю либерти, разрабатывающих в своём творчестве идею упрощённой классики: Дж. Понти, Э. Ланчиа, Дж. Муцио, Дж. Де Финетти, Дж. Дзанини. Так же называют иногда архитекторов монументально-эклектич. направления 1920–1930-х гг. (М. Пьячентини, П. Порталупи и др.).
Н. в иск-ве и архитектуре было тесным образом связано с литературным Н. – направлением, существовавшим вокруг ж. «900», издававшимся в 1926–29 М. Бонтемпелли и (на начальной стадии) К. Малапарте. Журнал выходил на франц. яз. и привлекал к сотрудничеству приверженцев европ. лит. и худож. авангардизма и магического реализма (писатели П. Мак-Орлан, Ф. Супо, Г. Кайзер, М. Жакоб, Б. Сандрар, Р. Гомес де ла Серна; художники М. Сирони, К. Карра, А. Мартини). Хотя в целом ж. «900» стремился дистанцироваться от политики, некоторые публикации отличались профашистской и просоветской направленностью (не случайно сотрудничество с журналом И. Г. Эренбурга). Бонтемпелли был посетителем салона М. Сарфатти и во многом разделял с ней взгляды на искусство.