АР ДЕКО́
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АР ДЕКО́ (art deco, сокр. от франц. art décoratif – декоративное иск-во), стилевое направление в архитектуре, изобразительном иск-ве и дизайне 1920–30-х гг. Получило название от Междунар. выставки совр. декоративных и пром. искусств в Париже (1925). Осн. центры – Франция и США, за пределами которых А. д. также получило широкое распространение (напр., в застройке новозел. города-курорта Нейпира после землетрясения 1931). Складывалось с 1910-х гг. на основе стиля модерн, восприняв элементы кубизма, экспрессионизма, футуризма, сплетавшиеся с восточными, африканскими и др. экзотич. мотивами. На формирование А. д. заметно повлияли работы худож.-производств. объединения «Венские мастерские» (основано в 1903) и декораторов дягилевской антрепризы (Л. С. Бакста и др.). Значит. роль сыграли сенсационные находки др.-егип. иск-ва (в Амарне, гробницы Тутанхамона, 1922) и памятников цивилизаций «доколумбовой» Америки.
Занимая позицию «иск-ва для жизни», А. д. ориентировалось на создание предметов роскоши и комфорта (мебель Л. Сю и А. Мара, Э. Ж. Рюльманна, стекло Р. Лалика, модели одежды П. Пуаре, популяризировавшиеся в изданиях, в т. ч. с рисунками Р. Дюфи, который выполнял также эскизы тканей; сценич. костюмы Эрте, ювелирные изделия Ж. Пюифоркa, статуэтки Д. Шипарюса, Ф. Прейсса), в др. варианте – на произведения монументальных форм с включением разл. видов скульптурных, живописных (витражи, настенные панно) и отделочных работ (т. н. Дворец Токио – Музей совр. иск-ва в Париже, архитекторы А. Обер, Ж. Дондель и др., 1937). В отличие от унифицированности дизайнерского почерка авангардизма, А. д. тяготело к индивидуальным авторским образцам стиля (интерьеры Элиеля Сааринена, постройки и работы в кино Р. Малле-Стевенса, фарфор Дж. Понти). Наиболее характерные формы – обобщённо-геометризированные, гранёные, кристаллообразные, фонтаноподобные, в виде зиккурата, а также формы упрощённой классики. Среди орнаментальных мотивов – зигзаг, восход солнца (использовался в широком ассортименте изделий: от женских туфель до решётки радиатора), тропич. листва. Большой популярностью пользовались жен. образы: чувственные, экстравагантные, иногда – в виде атлетич. фигуры. В 1930-е гг. особую стилистич. ветвь А. д. составили худож. объекты т. н. обтекаемых форм (в т. ч. массового произ-ва: авторучки, холодильники и др.), как у спроектированных по законам аэродинамики моделей автомобилей и локомотивов.
А. д. было представлено изделиями модных домов (Шанель, Картье), рекламой, пром. и журнальной графикой (афиши Кассандра), а также проявилось в оформлении Междунар. выставок (Париж, 1937; Нью-Йорк и Сан-Франциско, 1939), интерьеров фешенебельных отелей (в т. ч. сети отелей Риц), кинотеатров, клубов, салонов океанских лайнеров («Орион», «Нормандия», оба 1935). В США отождествляется со «стилем небоскрёбов» (наиболее значительные образцы в Нью-Йорке – Крайслер-билдинг, 1928–30, арх. У. Ван Ален; Эмпайр-стейт-билдинг, 1930, архитектурная фирма «Шрив, Лам энд Хармон»; комплекс Рокфеллер-центра, 1931–40, арх. Р. Худ).
В станковых видах иск-ва близость к А. д. в основном определялась традициями символизма (графика Р. Кента, скульптура П. Мэншипа, живопись Т. Лемпицкой) и отчасти – переходом от формальных экспериментов авангардизма к модернизированной версии неоклассицизма (в т. ч. в картинах Дж. Северини).
Влияние А. д. сказывалось до 1950–1960-х гг. Аналогии с ним прослеживаются в творчестве ряда отеч. мастеров (К. С. Мельникова, Б. М. Иофана, А. В. Щусева, В. И. Мухиной, В. А. Фаворского и др.), а также в общих тенденциях послевоенного строительства, пресечённых кампанией против «украшательства» (1954–55).