Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕВЕРИ́НИ ДЖИНО

Авторы: В. А. Крючкова
Дж. Северини. «Голубая танцовщица». 1912. Собрание Дж. Маттиоли (Милан).

СЕВЕРИ́НИ (Severini) Джи­но (7.4.1883, Кор­то­на – 26.2.1966, Па­риж), итал. жи­во­пи­сец, сце­но­граф, эс­се­ист. По­се­щал в Ри­ме ху­дож. шко­лу «Gli incurabili» (с 1899), по­зна­ко­мил­ся с У. Боч­чо­ни и Дж. Бал­ла, ув­лёк­ся сис­те­мой ди­ви­зио­низ­ма. В 1906 при­был в Па­риж, где за­вя­зал зна­ком­ст­во со мно­ги­ми мас­те­ра­ми аван­гар­диз­ма. Пей­за­жи это­го вре­ме­ни на­сы­ще­ны ин­тен­сив­ны­ми виб­ра­ция­ми све­то­воз­душ­ной сре­ды («Вес­на на Мон­мар­тре», 1908, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Па­риж). В 1910 при­сое­ди­нил­ся к фу­ту­ри­стам; в ма­ни­фе­сте «Пла­сти­че­ские ана­ло­гии ди­на­миз­ма» (1914) ут­вер­ждал, что «дви­же­ние и свет раз­ру­ша­ют ма­те­ри­аль­ность тел». Со­че­тая приё­мы ди­ви­зио­низ­ма, фу­ту­риз­ма, ку­биз­ма, С. пи­сал тан­цов­щиц и сцен­ки в ка­ба­ре, где ана­ли­ти­че­ски чле­нил фор­му на раз­ных уров­нях: фи­гу­ры дво­ят­ся, мно­жат­ся; ди­на­мизм его кар­тин от­ли­ча­ет­ся бра­вур­но­стью ус­ко­рен­ных рит­мов, ис­кря­щи­ми­ся крас­ка­ми («Ди­на­ми­че­ские ие­рог­ли­фы ба­ла Та­ба­рэн», 1912, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк; «Ба­ле­ри­на+мо­ре», 1913, фонд П. Гуг­ген­хейм, Ве­не­ция, и др.).

В 1916 на­ме­тил­ся от­ход С. от фу­ту­риз­ма. В эс­се «Сим­во­лизм пла­сти­че­ский и сим­во­лизм ли­те­ра­тур­ный» (1916) и «Аван­гард­ная жи­во­пись» (1917) он при­зы­вал к вос­со­еди­не­нию на­уч. и ху­дож. мыш­ле­ния. Сбли­зив­шись в 1919 с ж. «Valori plastici», С. об­ра­ща­ет­ся к изу­че­нию за­ко­нов пер­спек­ти­вы и све­то­те­не­вой мо­де­ли­ров­ки, ма­те­ма­тич. про­пор­ций и мо­ду­лей. В эс­се «От ку­биз­ма к клас­си­циз­му» (1921) он вы­сту­па­ет сто­рон­ни­ком «эс­те­ти­ки цир­ку­ля и чис­ла»; ап­ро­ба­ци­ей этих прин­ци­пов ста­ли на­стен­ные рос­пи­си С. в зам­ке Мон­те­фу­го­ни близ Фло­рен­ции (1921–22). Нео­клас­сич. уст­рем­ле­ния гос­под­ству­ют и в кар­ти­нах 1920-х гг. – ви­дах ан­тич­но­го Ри­ма, на­тюр­мор­тах, изо­бра­же­ни­ях пер­со­на­жей ко­ме­дии дель ар­те («Пье­ро-му­зы­кант», 1924, Му­зей Бой­ман­са – ван Бё­нин­ге­на, Рот­тер­дам). В 1920-х гг. С. под влия­ни­ем Ж. Ма­ри­те­на об­ра­тил­ся к ка­то­ли­циз­му; в Ита­лии сбли­зил­ся с на­прав­ле­ни­ем но­ве­чен­то. В 1924–39 вы­пол­нил фре­ски и мо­заи­ки в церк­вах Швей­ца­рии (в Ла-Ро­ше, Ло­зан­не и др.), для Двор­ца пра­во­су­дия в Ми­ла­не (1936–1937), Па­ду­ан­ско­го ун-та (1937) и др. В позд­ние го­ды за­ни­мал­ся сце­но­гра­фи­ей (ба­лет «Пуль­чи­нел­ла» И. Ф. Стра­вин­ско­го, 1940, те­атр «Ла Фе­ни­че» в Ве­не­ции, и др.).

Соч.: La vita di un pittore. Mil., 1965.

Лит.: Maritain J. G. Severini. P., 1930; Ven­tu­ri L. G. Severini. Roma, 1961; Pacini P. G. Se­verini. Firenze, 1966; Fonti D. G. Seve­rini: Catalogo ragionato. Mil., 1988.

Вернуться к началу