СЕВЕРИ́НИ ДЖИНО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕВЕРИ́НИ (Severini) Джино (7.4.1883, Кортона – 26.2.1966, Париж), итал. живописец, сценограф, эссеист. Посещал в Риме худож. школу «Gli incurabili» (с 1899), познакомился с У. Боччони и Дж. Балла, увлёкся системой дивизионизма. В 1906 прибыл в Париж, где завязал знакомство со многими мастерами авангардизма. Пейзажи этого времени насыщены интенсивными вибрациями световоздушной среды («Весна на Монмартре», 1908, частное собрание, Париж). В 1910 присоединился к футуристам; в манифесте «Пластические аналогии динамизма» (1914) утверждал, что «движение и свет разрушают материальность тел». Сочетая приёмы дивизионизма, футуризма, кубизма, С. писал танцовщиц и сценки в кабаре, где аналитически членил форму на разных уровнях: фигуры двоятся, множатся; динамизм его картин отличается бравурностью ускоренных ритмов, искрящимися красками («Динамические иероглифы бала Табарэн», 1912, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк; «Балерина+море», 1913, фонд П. Гуггенхейм, Венеция, и др.).
В 1916 наметился отход С. от футуризма. В эссе «Символизм пластический и символизм литературный» (1916) и «Авангардная живопись» (1917) он призывал к воссоединению науч. и худож. мышления. Сблизившись в 1919 с ж. «Valori plastici», С. обращается к изучению законов перспективы и светотеневой моделировки, математич. пропорций и модулей. В эссе «От кубизма к классицизму» (1921) он выступает сторонником «эстетики циркуля и числа»; апробацией этих принципов стали настенные росписи С. в замке Монтефугони близ Флоренции (1921–22). Неоклассич. устремления господствуют и в картинах 1920-х гг. – видах античного Рима, натюрмортах, изображениях персонажей комедии дель арте («Пьеро-музыкант», 1924, Музей Бойманса – ван Бёнингена, Роттердам). В 1920-х гг. С. под влиянием Ж. Маритена обратился к католицизму; в Италии сблизился с направлением новеченто. В 1924–39 выполнил фрески и мозаики в церквах Швейцарии (в Ла-Роше, Лозанне и др.), для Дворца правосудия в Милане (1936–1937), Падуанского ун-та (1937) и др. В поздние годы занимался сценографией (балет «Пульчинелла» И. Ф. Стравинского, 1940, театр «Ла Фениче» в Венеции, и др.).