Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БА́ЛЛА ДЖАКОМО

Авторы: М. Н. Соколов
Дж. Балла. «Дуговая лампа». 1909. Музей современного искусства (Нью-Йорк).

БА́ЛЛА (Balla) Джа­ко­мо (18.7.1871, Ту­рин – 1.3.1958, Рим), итал. жи­во­пи­сец, скульп­тор. Учил­ся в Ака­де­мии Аль­бер­ти в Ту­ри­не (1891). Ис­пы­тал влия­ние нео­им­прес­сио­низ­ма (в т. ч. Дж. Се­ган­ти­ни, Ж. Сё­ра и П. Синь­я­ка) и экс­пе­рим. фо­то­гра­фии (Э. Ж. Ма­ри, Э. Май­брид­жа и др.), фик­си­ро­вав­шей ди­на­ми­ку дви­жу­щих­ся объ­ек­тов. Один из ос­но­вате­лей итал. фу­ту­риз­ма. Гл. мо­ти­ва­ми его твор­че­ст­ва ста­ли рит­ми­ка дви­же­ния и иг­ра све­та, при­об­ре­тав­шие с го­да­ми всё бо­лее бес­пред­мет­ный ха­рак­тер (се­рия «Ра­дуж­ные взаи­мо­про­ни­ца­ния», 1912, со­б­ра­ние се­мьи Бал­ла и Нац. га­ле­рея совр. иск-ва в Ри­ме; «Ав­то­мо­биль – скорость, свет, шум», 1913, Кун­ст­ха­ус, Цю­рих; се­рия «Ли­нии ско­ро­сти», 1913–1914, со­б­ра­ние се­мьи Бал­ла). Опуб­ли­ко­вал в 1915 (совм. с Ф. Де­пе­ро) ма­ни­фест «О фу­ту­ри­сти­че­ской ре­кон­ст­рук­ции все­лен­ной». То­гда же об­ра­тил­ся к скульп­ту­ре («Ку­лак Боч­чо­ни. Ли­нии си­лы», де­ре­во и кар­тон, 1915, ча­ст­ное собра­ние, Дет­ройт), соз­да­вал ки­не­тич. про­странств. объ­ек­ты, за­ни­мал­ся сце­нографи­ей (ба­лет «Фей­ер­верк» на муз. И. Ф. Стра­вин­ско­го, 1917, Рим, Рус­ский ба­лет Дя­ги­ле­ва). Вы­сту­пал как те­ат­раль­ный ак­тёр. В 1930-е гг. пе­ре­шёл к бо­лее тра­диц. фи­гу­ра­тив­ной жи­во­пи­си.

Лит.: Balla: the futurist (cat.). L.; Oxf., 1987.

Вернуться к началу