СЁРА́ ЖОРЖ ПЬЕР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЁРА́ (Seurat) Жорж Пьер (2.12.1859, Париж – 29.3.1891, там же), франц. живописец и график. Учился в Школе изящных искусств (с 1878) у А. Лемана, ученика Ж. О. Д. Энгра. Много работал с натуры, копировал старых мастеров в Лувре. Интересовался теорией цвета, изучал труды М. Э. Шеврёля, Г. Гельмгольца, Дж. К. Максвелла и др., также творчество Э. Делакруа, К. Коро, Ж. Ф. Милле и нередко разрабатывал сходные темы («Каменщики», ок. 1881, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк; «Крестьянки за работой», ок. 1883, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк, и др.). Работал на пленэре, отчасти используя технику импрессионизма («Рыбаки на берегу Сены», 1883, частное собрание, Труа). Полотно «Купание в Аньере» (1883–84, Нац. галерея, Лондон) открывает новый период творчества С.: в застылой неподвижности человеческих фигур есть таинственная загадочность, материальная убедительность их трактовки контрастирует с зыбкой подвижностью пейзажа. Близка этой работе по замыслу наиболее известная картина С. «Воскресная прогулка после полудня на острове Гранд-Жатт» (1884–86, Худож. ин-т, Чикаго) – программное произведение неоимпрессионизма (см. илл. к этой статье), последовательно использующее технику дивизионизма (пуантилизма). Теоретич. обоснование и пропаганду метода С. продолжил его сподвижник П. Синьяк.