Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЁРА́ ЖОРЖ ПЬЕР

Авторы: В. В. Стародубова
Ж. Сёра. «Цирк». 1891. Музей Орсе (Париж).

СЁРА́ (Seurat) Жорж Пьер (2.12.1859, Па­риж – 29.3.1891, там же), франц. жи­во­пи­сец и гра­фик. Учил­ся в Шко­ле изящ­ных ис­кусств (с 1878) у А. Ле­ма­на, уче­ни­ка Ж. О. Д. Эн­гра. Мно­го ра­бо­тал с на­ту­ры, ко­пи­ро­вал ста­рых мас­те­ров в Лув­ре. Ин­те­ре­со­вал­ся тео­ри­ей цве­та, изу­чал тру­ды М. Э. Шев­рё­ля, Г. Гельм­голь­ца, Дж. К. Мак­свел­ла и др., так­же твор­че­ст­во Э. Де­лак­руа, К. Ко­ро, Ж. Ф. Мил­ле и не­ред­ко раз­ра­ба­ты­вал сход­ные те­мы («Ка­мен­щи­ки», ок. 1881, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк; «Кре­сть­ян­ки за ра­бо­той», ок. 1883, Му­зей С. Гуг­ген­хей­ма, Нью-Йорк, и др.). Ра­бо­тал на пле­нэ­ре, от­час­ти ис­поль­зуя тех­ни­ку им­прес­сио­низ­ма («Ры­ба­ки на бе­ре­гу Се­ны», 1883, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Труа). По­лот­но «Ку­па­ние в Ань­е­ре» (1883–84, Нац. га­ле­рея, Лон­дон) от­кры­ва­ет но­вый пе­ри­од твор­че­ст­ва С.: в за­сты­лой не­по­движ­но­сти че­ло­ве­че­ских фи­гур есть та­ин­ст­вен­ная за­га­доч­ность, ма­те­ри­аль­ная убе­ди­тель­ность их трак­тов­ки кон­тра­сти­ру­ет с зыб­кой под­виж­но­стью пей­за­жа. Близ­ка этой ра­бо­те по за­мыс­лу наи­бо­лее из­вест­ная кар­ти­на С. «Вос­крес­ная про­гул­ка по­сле по­луд­ня на ост­ро­ве Гранд-Жатт» (1884–86, Ху­дож. ин-т, Чи­ка­го) – про­грамм­ное про­из­ве­де­ние нео­им­прес­сио­низ­ма (см. илл. к этой ста­тье), по­сле­до­ва­тель­но ис­поль­зую­щее тех­ни­ку ди­ви­зио­низ­ма (пу­ан­ти­лиз­ма). Тео­ре­тич. обос­но­ва­ние и про­па­ган­ду ме­то­да С. про­дол­жил его спод­виж­ник П. Синь­як.

Лит.: Dorra H., Rewald J. Seurat: L’œuvre peint, biographie et catalogue critique. P., 1959; Ж. Се­ра, П. Синьяк. Пись­ма. Днев­ни­ки. Ли­те­ра­тур­ное на­сле­дие. Вос­по­ми­на­ния со­вре­мен­ников / Сост. К. Г. Бо­гем­ская. М., 1976; Rewald J. Seurat: A biography. L., 1990; Пер­рю­шо А. Жизнь Се­ра. М., 1992.

Вернуться к началу