
ПЛЕНЭ́Р
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЛЕНЭ́Р (франц. plein air, букв. – открытый воздух), передача в живописи изменений и градаций цвета изображаемых объектов (пейзажная среда, предметы, люди и т. д.), которые обусловлены воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе (а не в мастерской), на основе изучения натуры в условиях естественного освещения. Предметом её особого внимания становятся цветовые и световые рефлексы, тончайшие модуляции цвета (см. Валёр) в зависимости от природных условий, времени года или времени суток, передача воздушной перспективы, изображение цветных прозрачных теней. Предвосхищение пленэрной живописи (светлая гамма, чистые цвета, ощущение световоздушной среды и т. д.) можно найти в творчестве некоторых мастеров Возрождения (Пьеро делла Франческа, Х. ван дер Гус) и художников 17–18 вв. (пейзажи Д. Веласкеса, Я. Вермера, малых голландцев, Ф. Гварди и др.). Однако начало пленэризма как системы живописных приёмов связано с творчеством художников 1-й пол. 19 в. (Р. Бонингтон и Дж. Констебл в Великобритании, Сильвестр Ф. Щедрин и А. А. Иванов в России); в сер. 19 в. приверженцами П. были мастера барбизонской школы, а также К. Коро. Наиболее полное воплощение принципы П. нашли в творчестве мастеров франц. импрессионизма – К. Моне, К. Писсарро, О. Ренуара, А. Сислея (именно тогда термин «П.» получил широкое распространение), позднее – у их последователей в разных странах мира. В рус. пейзажной живописи 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. к пленэрной живописи обращались В. Д. Поленов, И. И. Левитан, В. А. Серов, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь.