ЭНГР ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭНГР (Ingres) Жан Огюст Доминик (29.8.1780, Монтобан – 14.1.1867, Париж), франц. живописец и график; чл. Ин-та Франции (1825). Учился у отца, живописца и скульптора Жана Мари Жозефа Энгра (1755–1814), в Академии живописи в Тулузе (1791–97) у Ж. Рока, Ж. П. Вигана и Ж. Бриана. Брал уроки игры на скрипке, играл в оркестре театра «Капитолий» в Тулузе (1794–96). В 1797–1801 учился у Ж. Л. Давида в Париже. Получив в 1801 Рим. премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (Школа изящных искусств, Париж), лишь в 1806 смог выехать в Италию (до 1820 жил в Риме, затем во Флоренции), где изучал итал. иск-во 14–16 вв. (особое предпочтение отдавал Рафаэлю); испытал также влияние графики Дж. Флаксмена. По возвращении в Париж (1824) экспонировал в Салоне картину «Обет Людовика XIII» (1820–24, собор Нотр-Дам, Монтобан), принёсшую ему офиц. признание. Салон обнажил противостояние позднего классицизма, крупнейшим представителем которого был Э., и романтизма (во главе с Э. Делакруа), которое оставалось до сер. 19 в. центр. событием худож. жизни во Франции.
В творчестве Э. значит. место занимают полотна на мифологич., историч. и лит. сюжеты: «Эдип и Сфинкс» (1808, Лувр, Париж), «Зевс и Фетида» (1811, Музей Гране, Экс-ан-Прованс; см. илл. к ст. Зевс), «Сон Оссиана» (1813, Музей Энгра, Монтобан), «Апофеоз Гомера» (1826–27, Лувр), «Мучение святого Симфориона» (1828–34, собор в Отёне) и др.; роспись «Золотой век» (в замке Дампьер близ Парижа, 1843–47). В них, однако, преобладают холодная рассудочность замысла, искусственность композиции и разобщённость цветовой гаммы. Эти же качества – в парадных портретах Наполеона («Портрет Первого консула», 1804, Музей изящных искусств, Льеж; «Наполеон на императорском троне», 1806, Музей армии, Париж). В духе академизма исполнена картина «Мадонна перед чашей с причастием» (1841, ГМИИ).
Особую тему в иск-ве Э. представляют изображения обнажённой натуры, наделённые одновременно чувственностью и классич. ясностью форм, предвосхитившие франц. ориентализм: «Большая купальщица» («Купальщица Вальпенсон», 1808), «Большая одалиска» (1814; обе – Лувр), «Одалиска и рабыня» (1839–40, Музей Фогг, Кембридж, США), «Источник» (1856, Музей Орсе, Париж), «Турецкая баня» (тондо, 1862–63, Лувр).
Наиболее ценной частью наследия Э. остаются портреты, в которых психологич. проницательность сочетается с выверенной гармонией композиции, «музыкальностью» линии, колористич. разнообразием. Среди них автопортреты (1804, Музей Конде, Шантийи; 1858, галерея Уффици, Флоренция), портреты членов семьи Ривьер (1805, Лувр), скульптора Л. Бартолини (1805, Музей Энгра, Монтобан; 1820, Лувр), художника Ф. М. Гране (1807, Музей Гране, Экс-ан-Прованс), графа Н. Д. Гурьева (1821, Эрмитаж, С.-Петербург), газетного магната Л. Ф. Бертена-старшего (1832), «Л. Керубини с музой лирической поэзии» (1842; см. илл. к ст. Керубини Л.; оба – Лувр), графини Л. д’Оссонвиль (1842–45, собрание Фрик, Нью-Йорк), И. Муатесье (1851, Нац. галерея, Вашингтон; 1844–56, Нац. галерея, Лондон; см. илл. к ст. Одежда). Э. был близко знаком с Н. Паганини, Ш. Гуно, Ф. Листом (с которым неоднократно музицировал в Риме); создал их карандашные портреты (см. илл. к ст. Паганини Н.). Среди др. рисунков – виды Рима, отмеченные изяществом линии и артистизмом портреты (в т. ч. групповые – семьи Форестье, 1806, Лувр; Люсьена Бонапарта, 1815, Музей Фогг; Стамати, 1818, Лувр, и др.).
Преподавал в Париже – в своей мастерской (с 1826), Школе изящных искусств (проф. с 1830, с 1834 – директор); возглавлял Франц. академию в Риме (1835–41). Наиболее известный его ученик – Т. Шассерио. Магию «энгровской» чистоты рисунка испытали мн. франц. художники – от Э. Мане, Э. Дега и О. Ренуара до А. Матисса и П. Пикассо. Офицер (1833), командор (1845) и великий офицер (1855) ордена Почётного легиона.