Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭНГР ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК

Авторы: В. А. Кулаков

ЭНГР (Ingres) Жан Огюст До­ми­ник (29.8.1780, Мон­то­бан – 14.1.1867, Па­риж), франц. жи­во­пи­сец и гра­фик; чл. Ин-та Фран­ции (1825). Учил­ся у от­ца, жи­во­пис­ца и скульп­то­ра Жа­на Ма­ри Жо­зе­фа Эн­гра (1755–1814), в Ака­де­мии жи­во­пи­си в Ту­лу­зе (1791–97) у Ж. Ро­ка, Ж. П. Ви­га­на и Ж. Бриа­на. Брал уро­ки иг­ры на скрип­ке, иг­рал в ор­ке­ст­ре те­ат­ра «Ка­пи­то­лий» в Ту­лу­зе (1794–96). В 1797–1801 учил­ся у Ж. Л. Да­ви­да в Па­ри­же. По­лу­чив в 1801 Рим. пре­мию за кар­ти­ну «По­слы Ага­мем­но­на у Ахил­ла» (Шко­ла изящ­ных ис­кусств, Па­риж), лишь в 1806 смог вы­ехать в Ита­лию (до 1820 жил в Ри­ме, за­тем во Фло­рен­ции), где изу­чал итал. иск-во 14–16 вв. (осо­бое пред­поч­те­ние от­да­вал Ра­фа­элю); ис­пы­тал так­же влия­ние гра­фи­ки Дж. Флак­сме­на. По воз­вра­ще­нии в Па­риж (1824) экс­по­ни­ро­вал в Са­ло­не кар­ти­ну «Обет Лю­до­ви­ка XIII» (1820–24, со­бор Нотр-Дам, Мон­то­бан), при­нёс­шую ему офиц. при­зна­ние. Са­лон об­на­жил про­ти­во­стоя­ние позд­не­го клас­си­циз­ма, круп­ней­шим пред­ста­ви­те­лем ко­то­ро­го был Э., и ро­ман­тиз­ма (во гла­ве с Э. Де­лак­руа), ко­то­рое ос­та­ва­лось до сер. 19 в. центр. со­бы­ти­ем ху­дож. жиз­ни во Фран­ции.

В твор­че­ст­ве Э. зна­чит. ме­сто за­ни­ма­ют по­лот­на на ми­фо­ло­гич., ис­то­рич. и лит. сю­же­ты: «Эдип и Сфинкс» (1808, Лувр, Па­риж), «Зевс и Фе­ти­да» (1811, Му­зей Гра­не, Экс-ан-Про­ванс; см. илл. к ст. Зевс), «Сон Ос­сиа­на» (1813, Му­зей Эн­гра, Мон­то­бан), «Апо­фе­оз Го­ме­ра» (1826–27, Лувр), «Му­че­ние свя­то­го Сим­фо­рио­на» (1828–34, со­бор в Отё­не) и др.; рос­пись «Зо­ло­той век» (в зам­ке Дам­пь­ер близ Па­ри­жа, 1843–47). В них, од­на­ко, пре­об­ла­да­ют хо­лод­ная рас­су­доч­ность за­мыс­ла, ис­кус­ст­вен­ность ком­по­зи­ции и ра­зоб­щён­ность цве­то­вой гам­мы. Эти же ка­че­ст­ва – в па­рад­ных порт­ре­тах На­по­ле­о­на («Порт­рет Пер­во­го кон­су­ла», 1804, Му­зей изящ­ных ис­кусств, Льеж; «На­по­ле­он на им­пе­ра­тор­ском тро­не», 1806, Му­зей ар­мии, Па­риж). В ду­хе ака­де­миз­ма ис­пол­не­на кар­ти­на «Ма­дон­на пе­ред ча­шей с при­час­ти­ем» (1841, ГМИИ).

Ж. О. Д. Энгр. «Большая купальщица» («Купальщица Вальпенсон»). 1808. Лувр (Париж).

Осо­бую те­му в иск-ве Э. пред­став­ля­ют изо­бра­же­ния об­на­жён­ной на­ту­ры, на­де­лён­ные од­но­вре­мен­но чув­ст­вен­но­стью и клас­сич. яс­но­стью форм, пред­вос­хи­тив­шие франц. ори­ен­та­лизм: «Боль­шая ку­паль­щи­ца» («Ку­паль­щи­ца Валь­пен­сон», 1808), «Боль­шая ода­ли­ска» (1814; обе – Лувр), «Ода­ли­ска и ра­бы­ня» (1839–40, Му­зей Фогг, Кем­бридж, США), «Ис­точ­ник» (1856, Му­зей Ор­се, Па­риж), «Ту­рец­кая ба­ня» (тон­до, 1862–63, Лувр).

Наи­бо­лее цен­ной ча­стью на­сле­дия Э. ос­та­ют­ся порт­ре­ты, в ко­то­рых пси­хо­ло­гич. про­ни­ца­тель­ность со­че­та­ет­ся с вы­ве­рен­ной гар­мо­ни­ей ком­по­зи­ции, «му­зы­каль­но­стью» ли­нии, ко­ло­ри­стич. раз­но­об­ра­зи­ем. Сре­ди них ав­то­порт­ре­ты (1804, Му­зей Кон­де, Шан­тийи; 1858, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция), порт­ре­ты чле­нов се­мьи Ривь­ер (1805, Лувр), скульп­то­ра Л. Бар­то­ли­ни (1805, Му­зей Энг­ра, Мон­то­бан; 1820, Лувр), ху­дож­ни­ка Ф. М. Гра­не (1807, Му­зей Гра­не, Экс-ан-Про­ванс), гра­фа Н. Д. Гурь­е­ва (1821, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург), га­зет­но­го маг­на­та Л. Ф. Бер­те­на-стар­ше­го (1832), «Л. Ке­ру­би­ни с му­зой ли­ри­че­ской по­эзии» (1842; см. илл. к ст. Ке­ру­би­ни Л.; оба – Лувр), гра­фи­ни Л. д’Ос­сонвиль (1842–45, со­б­ра­ние Фрик, Нью-Йорк), И. Муа­те­сье (1851, Нац. га­ле­рея, Ва­шинг­тон; 1844–56, Нац. га­ле­рея, Лон­дон; см. илл. к ст. Оде­ж­да). Э. был близ­ко зна­ком с Н. Па­га­ни­ни, Ш. Гу­но, Ф. Лис­том (с ко­то­рым не­од­но­крат­но му­зи­ци­ро­вал в Ри­ме); соз­дал их ка­ран­даш­ные порт­ре­ты (см. илл. к ст. Па­га­ни­ни Н.). Сре­ди др. ри­сун­ков – ви­ды Ри­ма, от­ме­чен­ные изя­ще­ст­вом ли­нии и ар­ти­стиз­мом порт­ре­ты (в т. ч. груп­повые – се­мьи Фо­ре­стье, 1806, Лувр; Люсь­е­на Бо­на­пар­та, 1815, Му­зей Фогг; Ста­ма­ти, 1818, Лувр, и др.).

Пре­по­да­вал в Па­ри­же – в сво­ей мас­тер­ской (с 1826), Шко­ле изящ­ных ис­кусств (проф. с 1830, с 1834 – ди­рек­тор); воз­глав­лял Франц. ака­де­мию в Ри­ме (1835–41). Наи­бо­лее из­вест­ный его уче­ник – Т. Шас­се­рио. Ма­гию «эн­гров­ской» чис­то­ты ри­сун­ка ис­пы­та­ли мн. франц. ху­дож­ни­ки – от Э. Ма­не, Э. Де­га и О. Ре­нуа­ра до А. Ма­тис­са и П. Пи­кас­со. Офи­цер (1833), ко­ман­дор (1845) и ве­ли­кий офи­цер (1855) ор­де­на По­чёт­но­го ле­гио­на.

Соч.: Об ис­кус­ст­ве. М., 1962.

Лит.: Wildenstein G. Ingres. L., 1954; Бе­ре­зи­на В. Н. Ж. О. Д. Энгр. М., 1992; Portraits by Ingres: Image of an epoch / Ed. G. Tin­terow, Ph. Conisbee. N. Y., 1999; Раз­доль­ская В. И. Энгр. М., 2006.

Вернуться к началу