ЗЕВС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗЕВС, Дий (Ζεύς, род. п. Διός), в греч. религии и мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. З. – исконно греч. божество; его имя индоевропейского происхождения и означает «светлое небо». В античности этимология слова «З.» связывалась с корнями греч. слов «жизнь», «кипение», «то, через что всё существует». Сын титанов Кроноса (отсюда имена З. – Кронид, Кронион) и Реи. З. принадлежит к третьему поколению богов, низвергших второе поколение (титанов). Кронос, опасаясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждого только что рождённого Реей ребёнка. При рождении З. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося младенца завёрнутый камень, а ребёнка тайно отправила на Крит на гору Дикта.
Согласно др. варианту мифа, Рея родила З. в пещере горы Дикта и отдала на воспитание куретам и корибантам (спутникам и служителям Великой матери богов Реи-Кибелы), которые вскормили младенца молоком козы Амалфеи. Они заглушали плач ребёнка ударами копий о щиты, тимпанами, плясками и криками. На о. Крит сохранились древнейшие фетишистские символы почитания З. Критского, или З. Лабриса: изображения двойного топора (лабрис) – магич. оружия, убивающего и дарующего жизнь. Гл. местопребыванием З. Лабриса считался лабиринт, а его обитатель Минотавр – одна из ипостасей З. Критского. В Дельфах почитался архаич. фетиш омфал («пуп земли») – камень, проглоченный Кроносом, или камень как пуп младенца Зевса.
Возмужав, З. вывел своих братьев и сестёр из утробы отца, опоив его зельем, благодаря которому Кронос изрыгнул своих детей. Борьба за власть с Кроносом и др. титанами (титаномахия) продолжалась 10 лет, побеждённые титаны были низвергнуты в Тартар. Три брата – З., Посейдон и Аид – разделили власть между собой: З. досталось господство на небе (он получил во владение громы и молнии и имена З.-Громовержец, З.-Тучегонитель), Посейдону – на море, Аиду – царство мёртвых. В древнейшие времена З. совмещал функции жизни и смерти. Он владычествовал над землёй и под нею, вершил суд над мёртвыми (отсюда один из его эпитетов – Хтоний («подземный»). Позднее, сохранив за собой верховную власть над миром и управление всеми небесными явлениями, он именуется Олимпийским (от горы Олимп – его постоянного местопребывания; или Фессалийским). З. почитали как охранителя общественного порядка и семьи; ему приписывали установление законов и обычаев.
Атрибутами З. были эгида, скипетр, иногда орёл. Как дарующий победу на войне и в состязаниях З. изображался с богиней победы Нике (рим. – Виктория) в руке. З. считался отцом младшего поколения олимпийских богов: Аполлона, Артемиды, Арея, Афины, Афродиты, Гермеса, Гефеста, Диониса, Гебы, Ириды, Персефоны, а также муз, харит и многих героев (Геракла, Персея и др.). К нему возводили своё происхождение многие знатные греческие роды. Важнейшими местами культа З. были Додона (Эпир) и Олимпия (Элида), где в честь З. устраивались Олимпийские игры. Отд. эпизоды мифа о З. содержатся в «Илиаде», «Одиссее», в «Теогонии» Гесиода, «Мифологической библиотеке» Аполлодора и др. античных произведениях.
В рим. религии и мифологии З. соответствовал Юпитер.
Иконография. В иск-ве Древней Греции изображения З. относятся к числу наиболее распространённых. В эпоху архаики многочисл. мифологич. сюжеты, связанные с Зевсом, появляются на рельефах («Гигантомахия», сев. фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах; «Зевс и гигант», зап. фронтон храма Артемиды на о. Керкира) и в вазописи («Совет богов», чернофигурная амфора, ок. 550–530 до н. э., Музей иск-ва Гарвардского ун-та; «Рождение Афины», чернофигурная амфора, 550 до н. э., Музей археологии и антропологии Ун-та Пенсильвании; «Зевс в борьбе с Тифоном», халкидская гидрия, ок. 530 до н. э., Мюнхен, Собрания античного иск-ва). Наиболее значит. образы З. эпохи классики происходят из святилища Зевса в Олимпии: скульптурная группа «Зевс и Ганимед» (терракота, ок. 470 до н. э., Археологич. музей, Олимпия), статуэтка «Зевс, мечущий молнии» (бронза, 1-я пол. 5 в. до н. э., Нац. музей, Афины), центр. фигура вост. фронтона Зевса храма в Олимпии (ок. 468–456 до н. э., Археологич. музей, Олимпия). Из храма Геры в Селинунте происходит метопа «Зевс и Гера» (460–450 до н. э., Археологич. музей, Палермо). В классич. и эллинистич. периоды получили распространение статуарные изображения З. в образе громовержца и главы греч. пантеона. Его изображали восседающим на троне, с бородой и пышной шевелюрой, держащим в руках скипетр и пучок молний, иногда у его ног помещался орёл. Самым прославленным изображением такого рода была несохранившаяся статуя Фидия для целлы храма Зевса в Олимпии (известны её изображения на многочисл. монетах). Её воспроизводят рим. копии 1–2 вв. н. э., сделанные с греч. оригиналов разного времени («Юпитер», Ватиканские музеи; Эрмитаж). Другой статуарный тип изображает З. обнажённым (или полуобнажённым), стоящим со скипетром в руке и орлом у ног (рим. копии с несохранившегося греч. оригинала 1–2 вв. н. э. в Капитолийских музеях, Рим, и в музее Прадо, Мадрид). Наиболее известным из сохранившихся изображений Зевса является мраморный «Бюст Отриколи» (Ватиканские музеи), представляющий собой позднеэллинистич. реплику со статуи работы Бриаксиса ок. 330 до н. э. (не сохр.). Драматизмом отличается образ Зевса в сцене «Гигантомахия» Большого алтаря Зевса в Пергаме (ок. 181–159 до н. э., Пергамский музей, Берлин).
Начиная с эпохи Возрождения сюжеты, связанные с З., возвращаются в европ. иск-во и занимают значит. место в ряду мифологич. тем. Появляются изображения, иллюстрирующие детство З.: «Зевс, вскармливаемый козой Амалтеей» (Дж. Л. Бернини, 1609, Галерея и музей Боргезе, Рим). Особенно популярными становятся метаморфозы З. и его любовные истории: «Леда и лебедь» (копия с несохранившегося картона Леонардо да Винчи, между 1503 и 1513, галерея Уффици, Флоренция), «Зевс и Ганимед» (картина Корреджо, 1531–32, Худож.-историч. музей, Вена; скульптурная группа Б. Торвальдсена, 1817, Музей Торвальдсена, Копенгаген), «Даная» (Тициан, ок. 1554, Прадо, Мадрид), «Похищение Европы» (см. в ст. Европа). Как верховное божество З. присутствует в сюжетах «Пиршество богов» (Джованни Беллини, 1514, Нац. галерея иск-ва, Вашингтон), «Гермес вводит Психею на Олимп» (Рафаэль, фреска виллы Фарнезина, Рим, 1517), «Суд Париса» (Ф. Флорис, ок. 1548, Гос. музеи, Кассель), «Зевс и Фетида» (Ж. О. Д. Энгр, 1811, Музей Гране, Экс-ан-Прованс) и др.