Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗЕВС

Авторы: А. А. Тахо-Годи
«Зевс, мечущий молнии». Бронзовая статуэтка. 1-я пол. 5 в. до н. э. Найдена при раскопках Додоны. Национальный музей (Афины).

ЗЕВС, Дий (Ζες, род. п. Δις), в греч. ре­ли­гии и ми­фо­ло­гии вер­хов­ное бо­же­ст­во, отец бо­гов и лю­дей, гла­ва олим­пий­ской се­мьи бо­гов. З. – ис­кон­но греч. бо­же­ст­во; его имя ин­до­ев­ро­пей­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния и оз­на­ча­ет «свет­лое не­бо». В ан­тич­но­сти эти­мо­ло­гия сло­ва «З.» свя­зы­ва­лась с кор­ня­ми греч. слов «жизнь», «ки­пе­ние», «то, че­рез что всё су­ще­ст­ву­ет». Сын ти­та­нов Кро­но­са (от­сю­да име­на З. – Кро­нид, Кро­ни­он) и Реи. З. при­над­ле­жит к треть­ему по­ко­ле­нию бо­гов, низ­верг­ших вто­рое по­ко­ле­ние (ти­та­нов). Кро­нос, опа­са­ясь быть низ­ло­жен­ным свои­ми деть­ми, про­гла­ты­вал ка­ж­до­го толь­ко что ро­ж­дён­но­го Ре­ей ре­бён­ка. При ро­ж­де­нии З. Рея об­ма­ну­ла му­жа, дав ему про­гло­тить вме­сто ро­див­ше­го­ся мла­ден­ца за­вёр­ну­тый ка­мень, а ре­бён­ка тай­но от­пра­ви­ла на Крит на го­ру Дик­та.

«Зевс». Серебряная тетрадрахма. 336–323 до н. э. Археологический музей (Фессалоники).

Со­глас­но др. ва­ри­ан­ту ми­фа, Рея ро­ди­ла З. в пе­ще­ре го­ры Дик­та и от­да­ла на вос­пи­та­ние ку­ре­там и ко­ри­бан­там (спут­ни­кам и слу­жи­те­лям Ве­ли­кой ма­те­ри бо­гов Реи-Ки­бе­лы), ко­то­рые вскор­ми­ли мла­ден­ца мо­ло­ком ко­зы Амал­феи. Они за­глу­ша­ли плач ре­бён­ка уда­ра­ми ко­пий о щи­ты, тим­па­на­ми, пля­ска­ми и кри­ка­ми. На о. Крит со­хра­ни­лись древ­ней­шие фе­ти­ши­ст­ские сим­во­лы по­чи­та­ния З. Крит­ско­го, или З. Лаб­ри­са: из­об­ра­же­ния двой­но­го то­по­ра (лаб­рис) – ма­гич. ору­жия, уби­ваю­ще­го и да­рую­ще­го жизнь. Гл. ме­сто­пре­бы­ва­ни­ем З. Лаб­ри­са счи­тал­ся ла­би­ринт, а его оби­та­тель Ми­но­тавр – од­на из ипо­ста­сей З. Крит­ско­го. В Дель­фах по­чи­тал­ся ар­ха­ич. фе­тиш ом­фал («пуп зем­ли») – ка­мень, про­гло­чен­ный Кро­но­сом, или ка­мень как пуп мла­ден­ца Зев­са.

Воз­му­жав, З. вы­вел сво­их брать­ев и сес­тёр из ут­ро­бы от­ца, опо­ив его зель­ем, бла­го­да­ря ко­то­ро­му Кро­нос из­рыг­нул сво­их де­тей. Борь­ба за власть с Кро­но­сом и др. ти­та­на­ми (ти­та­но­ма­хия) про­дол­жа­лась 10 лет, по­бе­ж­дён­ные ти­та­ны бы­ли низ­верг­ну­ты в Тар­тар. Три бра­та – З., По­сей­дон и Аид – раз­де­ли­ли власть ме­ж­ду со­бой: З. дос­та­лось гос­под­ство на не­бе (он по­лу­чил во вла­де­ние гро­мы и мол­нии и име­на З.-Гро­мо­вер­жец, З.-Ту­че­го­ни­тель), По­сей­до­ну – на мо­ре, Аи­ду – цар­ст­во мёрт­вых. В древ­ней­шие вре­ме­на З. со­вме­щал функ­ции жиз­ни и смер­ти. Он вла­ды­че­ст­во­вал над зем­лёй и под нею, вер­шил суд над мёрт­вы­ми (от­сю­да один из его эпи­те­тов – Хто­ний («под­зем­ный»). Позд­нее, со­хра­нив за со­бой вер­хов­ную власть над ми­ром и управ­ле­ние все­ми не­бес­ны­ми яв­ле­ния­ми, он име­ну­ет­ся Олим­пий­ским (от го­ры Олимп – его по­сто­ян­но­го ме­сто­пре­бы­ва­ния; или Фес­са­лий­ским). З. по­чи­та­ли как ох­ра­ни­те­ля об­ще­ст­вен­но­го по­ряд­ка и се­мьи; ему при­пи­сы­ва­ли ус­та­нов­ле­ние за­ко­нов и обы­ча­ев.

Ат­ри­бу­та­ми З. бы­ли эги­да, ски­петр, ино­гда орёл. Как да­рую­щий по­бе­ду на вой­не и в со­стя­за­ни­ях З. изо­бра­жал­ся с бо­ги­ней по­бе­ды Ни­ке (рим. – Вик­то­рия) в ру­ке. З. счи­тал­ся от­цом млад­ше­го по­ко­ле­ния олим­пий­ских бо­гов: Апол­ло­на, Ар­те­ми­ды, Арея, Афи­ны, Аф­ро­ди­ты, Гер­ме­са, Ге­фе­ста, Дио­ни­са, Ге­бы, Ири­ды, Пер­се­фо­ны, а так­же муз, ха­рит и мно­гих ге­ро­ев (Ге­рак­ла, Пер­сея и др.). К не­му воз­во­ди­ли своё про­ис­хо­ж­де­ние мно­гие знат­ные гре­че­ские ро­ды. Важ­ней­ши­ми мес­та­ми куль­та З. бы­ли До­до­на (Эпир) и Олим­пия (Эли­да), где в честь З. уст­раи­ва­лись Олим­пий­ские иг­ры. Отд. эпи­зо­ды ми­фа о З. со­дер­жат­ся в «Илиа­де», «Одис­сее», в «Тео­го­нии» Ге­сио­да, «Ми­фо­ло­ги­че­ской биб­лио­те­ке» Апол­ло­до­ра и др. ан­тич­ных про­из­ве­де­ни­ях.

В рим. ре­ли­гии и ми­фо­ло­гии З. со­от­вет­ст­во­вал Юпи­тер.

«Зевс и Ганимед». Терракота. Ок. 470 до н. э. Археологический музей (Олимпия).

Ико­но­гра­фия. В иск-ве Древ­ней Гре­ции изо­бра­же­ния З. от­но­сят­ся к чис­лу наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ных. В эпо­ху ар­хаи­ки мно­го­числ. ми­фо­ло­гич. сю­же­ты, свя­зан­ные с Зев­сом, по­яв­ля­ют­ся на рель­е­фах («Ги­ган­то­ма­хия», сев. фриз со­кро­вищ­ни­цы сиф­ний­цев в Дель­фах; «Зевс и ги­гант», зап. фрон­тон хра­ма Ар­те­ми­ды на о. Кер­ки­ра) и в ва­зо­пи­си («Со­вет бо­гов», чер­но­фи­гур­ная ам­фо­ра, ок. 550–530 до н. э., Му­зей иск-ва Гар­вард­ско­го ун-та; «Ро­ж­де­ние Афи­ны», чер­но­фи­гур­ная ам­фо­ра, 550 до н. э., Му­зей ар­хео­ло­гии и ан­тро­по­ло­гии Ун-та Пен­силь­ва­нии; «Зевс в борь­бе с Ти­фо­ном», хал­кид­ская гид­рия, ок. 530 до н. э., Мюн­хен, Со­б­ра­ния ан­тич­но­го иск-ва). Наи­бо­лее зна­чит. об­ра­зы З. эпо­хи клас­си­ки про­ис­хо­дят из свя­ти­ли­ща Зев­са в Олим­пии: скульп­тур­ная груп­па «Зевс и Га­ни­мед» (тер­ра­ко­та, ок. 470 до н. э., Ар­хео­ло­гич. му­зей, Олим­пия), ста­ту­эт­ка «Зевс, ме­чу­щий мол­нии» (брон­за, 1-я пол. 5 в. до н. э., Нац. му­зей, Афи­ны), центр. фи­гу­ра вост. фрон­то­на Зев­са хра­ма в Олим­пии (ок. 468–456 до н. э., Ар­хео­ло­гич. му­зей, Олим­пия). Из хра­ма Ге­ры в Се­ли­нун­те про­ис­хо­дит ме­то­па «Зевс и Ге­ра» (460–450 до н. э., Ар­хео­ло­гич. му­зей, Па­лер­мо). В клас­сич. и эл­ли­ни­стич. пе­рио­ды по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние ста­ту­ар­ные изо­бра­же­ния З. в об­ра­зе гро­мо­верж­ца и гла­вы греч. пан­те­о­на. Его изо­бра­жа­ли вос­се­даю­щим на тро­не, с бо­ро­дой и пыш­ной ше­ве­лю­рой, дер­жа­щим в ру­ках ски­петр и пу­чок мол­ний, ино­гда у его ног по­ме­щал­ся орёл. Са­мым про­слав­лен­ным изо­бра­же­ни­ем та­ко­го ро­да бы­ла не­со­хра­нив­шая­ся ста­туя Фи­дия для цел­лы хра­ма Зев­са в Олим­пии (из­ве­ст­ны её изо­бра­же­ния на мно­го­числ. мо­не­тах). Её вос­про­из­водят рим. ко­пии 1–2 вв. н. э., сде­лан­ные с греч. ори­ги­на­лов раз­но­го вре­ме­ни («Юпи­тер», Ва­ти­кан­ские му­зеи; Эр­ми­таж). Дру­гой ста­ту­ар­ный тип изо­бра­жа­ет З. об­на­жён­ным (или по­лу­об­на­жён­ным), стоя­щим со ски­пет­ром в ру­ке и ор­лом у ног (рим. ко­пии с не­со­хра­нив­ше­го­ся греч. ори­ги­на­ла 1–2 вв. н. э. в Ка­пи­то­лий­ских му­зе­ях, Рим, и в му­зее Пра­до, Мад­рид). Наи­бо­лее из­вест­ным из со­хра­нив­ших­ся изо­бра­же­ний Зев­са яв­ля­ет­ся мра­мор­ный «Бюст От­ри­ко­ли» (Ва­ти­кан­ские му­зеи), пред­став­ляю­щий со­бой позд­не­эл­ли­ни­стич. ре­п­ли­ку со ста­туи ра­бо­ты Бри­ак­си­са ок. 330 до н. э. (не сохр.). Дра­ма­тиз­мом от­ли­ча­ет­ся об­раз Зев­са в сце­не «Ги­ган­то­ма­хия» Боль­шо­го ал­та­ря Зев­са в Пер­га­ме (ок. 181–159 до н. э., Пер­гам­ский му­зей, Бер­лин).

«Зевс и Фетида». Картина Ж. О. Д. Энгра. 1811. Музей Гране (Экс-ан-Прованс).

На­чи­ная с эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния сю­же­ты, свя­зан­ные с З., воз­вра­ща­ют­ся в ев­роп. иск-во и за­ни­ма­ют зна­чит. ме­сто в ря­ду ми­фо­ло­гич. тем. По­яв­ля­ют­ся изо­бра­же­ния, ил­лю­ст­ри­рую­щие дет­ст­во З.: «Зевс, вскарм­ли­вае­мый ко­зой Амал­те­ей» (Дж. Л. Бер­ни­ни, 1609, Га­ле­рея и му­зей Бор­ге­зе, Рим). Осо­бен­но по­пу­ляр­ны­ми ста­но­вят­ся ме­та­мор­фо­зы З. и его лю­бов­ные ис­то­рии: «Ле­да и ле­бедь» (ко­пия с не­со­хра­нив­ше­го­ся кар­то­на Ле­о­нар­до да Вин­чи, между 1503 и 1513, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция), «Зевс и Га­ни­мед» (кар­тина Кор­ред­жо, 1531–32, Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на; скульп­тур­ная груп­па Б. Тор­вальд­се­на, 1817, Му­зей Тор­вальд­се­на, Ко­пен­га­ген), «Да­ная» (Ти­ци­ан, ок. 1554, Пра­до, Мад­рид), «По­хи­ще­ние Ев­ро­пы» (см. в ст. Ев­ро­па). Как вер­хов­ное бо­же­ст­во З. при­сут­ст­ву­ет в сю­же­тах «Пир­ше­ст­во бо­гов» (Джо­ван­ни Бел­ли­ни, 1514, Нац. га­ле­рея иск-ва, Вашинг­тон), «Гер­мес вво­дит Пси­хею на Олимп» (Ра­фа­эль, фре­ска вил­лы Фар­не­зи­на, Рим, 1517), «Суд Па­ри­са» (Ф. Фло­рис, ок. 1548, Гос. му­зеи, Кас­сель), «Зевс и Фетида» (Ж. О. Д. Энгр, 1811, Му­зей Гра­не, Экс-ан-Про­ванс) и др.

Лит.: Cook А. В. Zeus. A study in ancient reli­gion. Camb., 1914–1940. Vol. 1–3; Ло­сев А. Ф. Ан­тич­ная ми­фо­ло­гия в ее ис­то­ри­че­ском раз­ви­тии. М., 1957.

Вернуться к началу