Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗЕ́ВСА ХРАМ В ОЛИ́МПИИ

Авторы: Н. Н. Асимов
Храм Зевса в Олимпии. План. Между 470 и 456 до н. э. Архитектор Либон из Элиды.
Реконструкция святилища в Олимпии. В центре – храм Зевса.

ЗЕ́ВСА ХРАМ В ОЛИ́МПИИ, па­мят­ник др.-греч. куль­то­вой ар­хи­тек­ту­ры, центр свя­ти­ли­ща Зев­са. Воз­ве­дён в Олим­пии ме­ж­ду 470 и 456 до н. э. ар­хи­тек­то­ром Ли­бо­ном из Эли­ды. Пред­став­ля­ет со­бой пе­рип­тер до­ри­че­ско­го ор­де­ра (по 6 ко­лонн вдоль ко­рот­ких сто­рон и по 13 – вдоль длин­ных) со сти­ло­ба­том (27,68 × 64,12 м). По­стро­ен из ме­ст­но­го из­вест­ня­ка, ко­лон­ны бы­ли по­кры­ты мра­мор­ной шту­ка­тур­кой для по­сле­дую­щей рас­крас­ки. План сфор­ми­ро­ван на ос­но­ве мо­ду­ля, рав­но­го дли­не ин­тер­ко­лум­ния (5,22 м). Вы­со­та ко­лонн (10,51 м) поч­ти сов­па­да­ет с вы­со­той ко­лонн Пар­фе­но­на (10,43 м), для ко­то­ро­го З. х. в О. по­слу­жил об­раз­цом. Скульп­тур­ный де­кор хра­ма (ны­не в Ар­хео­ло­гич. му­зее, Олим­пия, и в Лув­ре, Па­риж) яв­ля­ет­ся центр. па­мят­ни­ком ран­ней клас­си­ки. Фрон­тон­ные груп­пы (пред­став­ляю­щие миф о Пе­ло­пе на вост. фрон­то­не и кен­тав­ро­ма­хию на за­пад­ном) бы­ли соз­да­ны в 468–456 до н. э. Рель­еф­ные ме­то­пы цел­лы (по 6 на её тор­цо­вых сто­ро­нах) пред­став­ля­ют под­ви­ги Ге­рак­ла. Ак­ро­те­рии вы­пол­не­ны во 2-й пол. 5 в. до н. э. с уча­сти­ем из­вест­но­го скульп­то­ра Пе­о­ния. В 438 до н. э. скульп­тор Фи­дий соз­дал для З. х. в О. 12-мет­ро­вую ста­тую Зев­са в Олим­пии в хри­со­эле­фан­тин­ной тех­ни­ке (см. Хри­со­эле­фан­тин­ная скульп­ту­ра), на­зван­ную впо­след­ст­вии од­ним из се­ми чу­дес све­та. По ука­зу имп. Фео­до­сия II (426 н. э.) на­ча­лось раз­ру­ше­ние язы­че­ских свя­ти­лищ Олим­пии, до­вер­шён­ное зем­ле­тря­се­ния­ми 6 в. С 1875 ве­дут­ся сис­те­ма­тич. ис­сле­до­ва­ния ру­ин хра­ма.

Лит.: Dinsmoor W. B. The architecture of An­cient Greece. 3rd ed. L., 1975; Gruben G. Griechische Tempel und Heiligtümer. 5. Aufl. Münch., 2002.

Вернуться к началу