КЛА́ССИКА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛА́ССИКА (от лат. classicus – образцовый), обозначение периода в развитии зодчества и изобразит. искусства Греции Древней (5 – кон. 4 вв. до н. э.). Подразделяется, в свою очередь, на раннюю К. (500/480 – ок. 450), высокую К. (ок. 450 – ок. 400) и позднюю К. (ок. 400 – 336).
В период ранней К. в архитектуре материковой и Великой Греции продолжается характерное для периода архаики господство дорического ордера, но в своей тектонике и пропорциях он сближается с ионическим ордером. В области скульптуры осн. усилия направлены на передачу поз и движений человеческого тела (статуя Посейдона с мыса Артемисион, Нац. музей, Афины), возникают хиазм и контрапост («Мальчик Крития», Музей Акрополя, Афины; «Аполлон из Касселя», Музей земли Гессен, Кассель), происходит постепенный отход от жёстких архаических схем, в т. ч. от схемы т. н. иератического шага, когда пятка толчковой ноги отделяется от земли («Тираноубийцы Гармодий и Аристогитон» работы скульпторов Крития и Несиота, Нац. музей, Неаполь). В живописи освоение объёма и пространства совершается в рамках линейно-графич. манеры и полихроматизма. Самые известные мастера (Полигнот, Микон, Панен) посвящают себя монументальной живописи, достижения которой находят отголосок в произведениях вазописи, как краснофигурной (Мастер Пана, Мастер Пентесилеи, Мастер Ниобидов), так и белофонной, получившей распространение в начале этого периода.
В период высокой К. стиль греч. иск-ва достигает высшего расцвета. В архитектуре гл. достижением становится Парфенон. Во время Пелопоннесских войн в архитектуре наиболее значит. памятниками стали Эрехтейон (на афинском Акрополе) и храм Аполлона в Бассах (арх. Иктин; см. илл. к ст. Вассе). Продолжается формирование ордерного канона: возникает коринфская капитель, складывается аттический вариант ионического ордера. Ведущие скульпторы этого времени – Мирон, Поликлет, Фидий. В скульптуре формируется жанр портрета (Кресилай), не выходящий пока за рамки идеальных форм. Глубокое преобразование происходит в живописи, которая, благодаря усилиям Аполлодора, разработавшего приёмы светотени, и Агатарха, изобретшего перспективу, окончательно определяет себя как новый вид иск-ва. Высокого расцвета достигает иск-во светотеневых и цветовых градаций (Паррасий из Эфеса, Зевскис). Вазопись в своём развитии начинает отставать от живописи, однако и здесь продолжают работать крупные мастера (Мастер Ахилла). Влияние живописи сказалось и на скульптуре (фронтоны Парфенона, Британский музей, Лондон).
В период поздней К. архитектура наряду с храмами, в которых усиливается роль пространства интерьера (храм Афины в Тегее, арх. Скопас), представлена мемориальными постройками (Галикарнасский мавзолей); из ордеров наибольшее значение приобретает ионический. В скульптуре 1-й пол. 4 в. до н. э. происходит возврат к традициям и образам ранней К. (Кефисодот Старший), затем на первый план выходят более патетические, полные бурной динамики образы у Скопаса, чувственно-созерцательные и безмятежные – у Праксителя. В творчестве Леохара наблюдается своего рода реставрация высокой К., тогда как Лисипп стремится придать образам больше динамики и реалистич. достоверности. В пластике горельеф постепенно начинает вытеснять распространённый до этого уплощённый рельеф [фризы Галикарнасского мавзолея (скульпторы Скопас, Бриаксис и др.)]. Высокого расцвета достигает коропластика с центром в Танагре. В живописи выделяются 2 направления: классицизирующее, представленное сикионской школой, и экспрессивно-патетическое, культивируемое фиванской школой. Творчество Апеллеса соединило в себе традиции обоих направлений. Развивается батальный жанр (Филоксен). Портреты создаются как живописные (Апеллес) и скульптурные (Лисистрат, Силанион), так и в технике глиптики (Пирготел). Парадный портрет отмечен тенденцией к идеализации и пафосу. Создаются также портреты с элементами натурализма. Разл. направления и тенденции классич. периода получили дальнейшее развитие в иск-ве эллинизма.