Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРЕСИЛА́Й

Авторы: Д. Ю. Молок
Кресилай. Портрет Перикла. Римская копия. С бронзового оригинала (ок. 429 до н. э.). Мрамор. Музей Кьярамонти (Ватиканские музеи).

КРЕСИЛА́Й (Κρησίλας), др.-греч. скульп­тор 5 в. до н. э. Ро­дом из Ки­до­нии (о. Крит); ра­бо­тал пре­им. в Афи­нах. Вре­мя его дея­тель­но­сти оп­ре­де­ля­ет­ся по сиг­на­ту­рам на ба­зах его ста­туй (ок. 460–420 до н. э.). В ан­тич­ных ис­точ­ни­ках упо­ми­на­ет­ся толь­ко у Пли­ния Стар­ше­го. Со­глас­но его со­об­ще­нию, К. уча­ст­во­вал в кон­кур­се на эфес­скую Ама­зон­ку, в ко­то­ром за­нял 3-е ме­сто (по­сле По­ли­кле­та и Фи­дия); из чис­ла до­шед­ших ко­пий совр. ис­сле­до­ва­те­ли свя­зы­ва­ют с К. тип «Ама­зон­ки Скьяр­ра» [ре­п­ли­ки в Пер­гам­ском му­зее (Бер­лин) и в Мет­ро­по­ли­тен-му­зее (Нью-Йорк)]. Сре­ди про­из­ве­де­ний К. Пли­ний на­зы­ва­ет так­же ста­туи «Уми­раю­щий ра­не­ный, по ви­ду ко­то­ро­го чув­ст­ву­ет­ся, сколь­ко ему ос­та­лось жить» (ве­ро­ят­но, пред­став­ле­на мра­мор­ной ре­п­ли­кой в Мет­ро­по­ли­тен-му­зее) и «Пе­рикл Олим­пи­ец, дос­той­ный та­ко­го про­зва­ния», о ко­то­рой да­ют пред­став­ле­ние мра­мор­ные рим. ко­пии – гер­мы Пе­рик­ла: в Му­зее Кья­ра­мон­ти (Ва­ти­кан­ские му­зеи; счи­та­ет­ся луч­шей), Му­зее Бар­рак­ко (Рим), Бри­тан­ском му­зее (Лон­дон; счи­та­ет­ся наи­бо­лее вер­ной), Пер­гам­ском му­зее (Бер­лин), Глип­то­те­ке (Мюн­хен). К несо­хра­нив­ше­му­ся ори­ги­на­лу К. вос­хо­дит так­же мра­мор­ная ста­туя Дио­ме­да (Нац. ар­хео­ло­гич. му­зей, Не­аполь).

Лит.: Poulsen V. H. Die Amazone des Kresilas. Bremen, 1957; Frel J. The volneratus deficiens by Cresilas // The Metropolitan museum of art. Bulletin. 1970. Vol. 29; Weber M. Die Ama­zonen von Ephesos // Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts. 1976. Vol. 91.

Вернуться к началу