ПОЛИКЛЕ́Т
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЛИКЛЕ́Т (Πολύϰλειτος), др.-греч. скульптор 5 в. до н. э. Уроженец Аргоса. Плиний Старший относит расцвет творчества П. к 90-й Олимпиаде (420–417 до н. э.). Ученик Агелада, П. работал преим. в бронзе. Наиболее ранней работой П. считается приписываемая ему Павсанием статуя мальчика-боксёра Киниска из Мантинеи, победителя в Олимпийских играх в 464 или 460 до н. э. Возможно, копией этой статуи является «Атлет Вестмакотта» (мрамор, 1 в. н. э., Британский музей, Лондон). Подлинную славу П. в древности принесла статуя «Дорифор» (букв. «копьеносец»), обычно датируемая 450–440 до н. э. Так, по словам Цицерона, Лисипп утверждал, что его учителем был «Дорифор» П. Насчитывается св. 50 копий этой статуи: наиболее полной является мраморная копия из Помпей (Нац. археологич. музей, Неаполь); два торса из Гос. музеев Берлина и галереи Уффици во Флоренции (последний из чёрного базальта) хорошо передают архитектонику тела, тогда как бронзовая герма 1 в. до н. э. (Нац. археологич. музей, Неаполь) с сигнатурой копииста (Аполлония из Афин) – строение головы, черты лица и трактовку волос. В 1921–22 нем. скульптор Г. Рёмер использовал эти памятники для создания реконструкции «Дорифора» (бронзированный гипс, Глиптотека, Мюнхен). Древние авторы провозглашали «Дорифора» воплощением «меры» (τὸ μέτρον) и «середины» (τὸ μέσον); Плиний Старший писал, что эту статую художники зовут «каноном» и получают из неё, словно из какого-нибудь закона, основания для своего иск-ва. Этой статуе-образцу соответствовал лит. трактат П., также называвшийся «Каноном». Наиболее точные сведения об этом трактате передаёт Гален («О мнениях Гиппократа и Платона»): по-видимому, главным здесь было установление нового модуля человеческой фигуры. Согласно Плинию Старшему, П. победил четырёх скульпторов в конкурсе на лучшую статую «Амазонки» для Артемисиона в Эфесе (ок. 440 до н. э.); её обычно идентифицируют с мраморной «Амазонкой Сосикла» (Капитолийские музеи, Рим), названной так по имени копииста 1 в. н. э., чья сигнатура имеется на статуе. Идентификация «Диадумена» (букв. «атлет, обвязывающий свою голову повязкой победителя»; 430–420 до н. э.) как работы П. среди рим. мраморных копий стала возможной благодаря его сравнению с «Дорифором», хотя «Диадумен» как более позднее произведение мастера тоньше, изящнее, одушевлённее. Лучшая реплика была найдена на о. Делос (мрамор, Нац. археологич. музей, Афины). Единственная хрисоэлефантинная скульптура П. – поздняя статуя Геры для храма Геры в Аргосе (известна по детальному описанию Павсания и изображениям на аргосских монетах). По сообщению Фукидида, старый храм Геры в Аргосе сгорел в 423 до н. э.; новый был отстроен к 400, что позволяет довольно точно датировать это произведение. Мастер гармонич. композиции и тонкой отделки, П. был скульптором атлетов, и мы знаем из текстов Павсания имена олимпийских победителей в боксе или борьбе, статуи которых он изваял: Аристион из Эпидавра, Ферсилох из Керкиры, Антипатр из Милета, Пифокл из Элиды, Ксенокл из Меналии.
Значение творч. деятельности П. во многом определяется его сопоставлением со старшим современником – Фидием. Если тот довёл до совершенства идеалистич. течение в др.-греч. иск-ве и стал его гл. выразителем, то П. усовершенствовал концепцию фигуры атлета: по словам Квинтилиана, «он сделал человеческое тело более прекрасным, чем оно есть, но ему не удалось передать величие богов». Традиция П. ещё долго существовала в др.-греч. иск-ве; он был основателем большой скульптурной мастерской.