КВИНТИЛИА́Н МАРК ФАБИЙ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КВИНТИЛИА́Н Марк Фабий (Marcus Fabius Quintilianus) (ок. 35, Калагуррис, ныне Калаорра, Испания – после 96, Рим), рим. ритор, теоретик ораторского искусства. Учился в Риме у известного грамматика Реммия Палемона и оратора Домиция Афра. По окончании обучения К. отправился на родину, но в 68 вернулся в Рим в свите нового имп. Гальбы. Стал учителем красноречия; по распоряжению имп. Веспасиана первым из рим. педагогов удостоился чести получать за свою работу жалованье из гос. казны. Открыл риторскую школу; среди учеников – Плиний Младший, возможно, Тацит и Ювенал, а также внучатые племянники имп. Домициана. Автор книг «О причинах упадка красноречия» («De causis corruptae eloquentiae»; не сохр.) и «Воспитание оратора» («Institutio oratoria», ок. 94). Дошедшие под именем К. сб-ки декламаций [т. н. «Старшие декламации» («Declamationes maiores»), всего 19; «Младшие декламации» («Declamationes minores»), сохр. 145 из 388], вероятно, были ему приписаны.
Двадцатилетний опыт педагогич. работы К. обобщён в кн. «Воспитание оратора» («Institutio oratoria», кн. 1–12) – самом обширном из дошедших до нас изложений теории ораторского иск-ва, написанном, однако, не в традиц. форме риторич. трактата, но в форме педагогич. труда, который предназначен для учителя риторики. 1-я книга содержит сведения о домашнем воспитании мальчика (занятия грамматикой, музыкой и геометрией рассматриваются как предварит. ступень в подготовке оратора); 2–3-я книги представляют собой общее введение в риторику (элементы риторич. образования, определение риторики как науки, её происхождение); 4–6-я посвящены частям ораторской речи (в 6-й изложены также учения об этосе и пафосе и об остроумии); в 7–11-й трактуются разл. понятия риторики (в т. ч. тропы и фигуры речи). 12-я книга содержит указания оратору, связанные с его жизнью и поведением. Отказываясь видеть в красноречии лишь технич. средство убеждения, К. стремится подвести под него нравственный фундамент: поскольку риторика служит обществ. благу, хорошим оратором может быть только хороший – высоконравственный и добродетельный – гражданин (vir bonus). В основу образоват. программы К. легли взгляды Цицерона, который настаивал на обязат. филос. образовании оратора, знании им права и истории. Для истории лит-ры особое значение имеет 10-я книга, где рассматриваются греч. и рим. писатели, чтение которых важно для воспитания оратора. Стремясь установить идеал лит. стиля, К. отдаёт предпочтение ясности, простоте, гармонич. уравновешенности, его принцип: «ничего недостающего – и ничего избыточного» (кн. 8, 2, 22). Идеалом благородного стиля для К. служит Цицерон, предосудительным примером манерности и напыщенности – Сенека. В эпохи поздней античности и Средневековья трактат К. был малоизвестен (знакомство с ним обнаруживают Иероним Блаженный и Кассиодор). После того как в 1416 Поджо Браччолини был найден полный текст «Воспитания оратора», педагогич. идеи К. приобрели широкую популярность и сохраняли своё значение вплоть до 17 в. На рус. яз. трактат К. переведён в 1834 А. С. Никольским.