ТРО́ПЫ И ФИГУ́РЫ РЕ́ЧИ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТРО́ПЫ И ФИГУ́РЫ РЕ́ЧИ (лат. figura – очертание, внешний вид, образ), любые обороты речи, отступающие от некоторой нормы разговорной «естественности». Выделение и классификация Т. и ф. р. впервые были начаты античной риторикой. Различались фигуры мысли и фигуры слова: первые не менялись от пересказа иными словами, вторые менялись.
(А) Фигуры мысли делились на уточняющие: 1) позицию оратора – предупреждение, уступка («Пусть ты этого не знал, но ты ведь это сделал!»); 2) смысл предмета – определение, уточнение, антитеза разных видов; 3) отношение к предмету – восклицание от своего лица, олицетворение от чужого; 4) контакт со слушателями – обращение или вопрос. Словесное выражение их усиливалось или амплификацией, или, наоборот, умолчанием («Не буду говорить, что ты лжец, вор, разбойник, скажу лишь...»).
(Б) Фигуры слова делились на три вида: 1) фигуры прибавления – (а) повтор разных видов, (б) «подкрепление» с синонимич. перечислением разного рода, (в) многосоюзие; 2) фигуры убавления – силлепс, эллипс, бессоюзие; 3) фигуры перемещения (расположения) – инверсия и, по существу, разные виды параллелизма: точный (изоколон) и неточный, прямой и обращённый (хиазм), незарифмованный и зарифмованный (гомеотелевтон). К этому же ряду могут быть причислены: 4) фигуры переосмысления – тропы: с переносом значения (метафора, метонимия, синекдоха, ирония), сужением значения (эмфаза), усилением значения (гипербола), детализацией значения (перифраза).
Возможны и др. классификации, напр. различение фигуры протяжённости (прибавление – убавление), фигуры связности (соединение – разъединение), фигуры значимости (уравнивание – выделение). В зависимости от обилия Т. и ф. р. разного рода стиль характеризуется (нетерминологически) как «объективный» (фигуры А2), «субъективный» (A3), «лирический» (А4), «пространный» (Б1), «сухой» (Б2), «образный» (Б4) и т. п. В эпоху Возрождения, барокко, классицизма Т. и ф. р. культивировались сознательно (их обилие считалось признаком высокого стиля); в 19–20 вв. Т. и ф. р. практически не изучались, и они употреблялись стихийно. К переработке теории Т. и ф. р. на базе совр. лингвистики стремятся представители некоторых совр. структурных методов в литературоведении.