Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРО́ПЫ И ФИГУ́РЫ РЕ́ЧИ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 433

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Гаспаров

ТРО́ПЫ И ФИГУ́РЫ РЕ́ЧИ (лат. figura – очер­та­ние, внеш­ний вид, об­раз), лю­бые обо­ро­ты ре­чи, от­сту­паю­щие от не­ко­то­рой нор­мы раз­го­вор­ной «ес­те­ст­вен­но­сти». Вы­де­ле­ние и клас­си­фи­ка­ция Т. и ф. р. впер­вые бы­ли на­ча­ты ан­тич­ной ри­то­ри­кой. Раз­ли­ча­лись фи­гу­ры мыс­ли и фи­гу­ры сло­ва: пер­вые не ме­ня­лись от пе­ре­ска­за ины­ми сло­ва­ми, вто­рые ме­ня­лись.

(А) Фи­гу­ры мыс­ли де­ли­лись на уточ­няю­щие: 1) по­зи­цию ора­то­ра – пре­ду­пре­ж­де­ние, ус­туп­ка («Пусть ты это­го не знал, но ты ведь это сде­лал!»); 2) смысл пред­ме­та – оп­ре­де­ле­ние, уточ­не­ние, ан­ти­те­за раз­ных ви­дов; 3) от­но­ше­ние к пред­ме­ту – вос­кли­ца­ние от сво­его ли­ца, оли­це­тво­ре­ние от чу­жо­го; 4) кон­такт со слу­ша­те­ля­ми – об­ра­ще­ние или во­прос. Сло­вес­ное вы­ра­же­ние их уси­ли­ва­лось или ам­пли­фи­ка­ци­ей, или, на­обо­рот, умол­ча­ни­ем («Не бу­ду го­во­рить, что ты лжец, вор, раз­бой­ник, ска­жу лишь...»).

(Б) Фи­гу­ры сло­ва де­ли­лись на три ви­да: 1) фи­гу­ры при­бав­ле­ния – (а) по­втор раз­ных ви­дов, (б) «под­кре­п­ле­ние» с си­но­ни­мич. пе­ре­чис­ле­ни­ем раз­но­го ро­да, (в) мно­го­сою­зие; 2) фи­гу­ры убав­ле­ния – сил­лепс, эл­липс, бес­сою­зие; 3) фи­гу­ры пе­ре­ме­ще­ния (рас­по­ло­же­ния) – ин­вер­сия и, по су­ще­ст­ву, раз­ные ви­ды па­рал­ле­лиз­ма: точ­ный (изо­ко­лон) и не­точ­ный, пря­мой и об­ра­щён­ный (хи­азм), не­за­риф­мо­ван­ный и за­риф­мо­ван­ный (го­мео­те­лев­тон). К это­му же ря­ду мо­гут быть при­чис­ле­ны: 4) фи­гу­ры пе­ре­ос­мыс­ле­ния – тро­пы: с пе­ре­но­сом зна­че­ния (ме­та­фо­ра, ме­то­ни­мия, си­нек­до­ха, иро­ния), су­же­ни­ем зна­че­ния (эм­фа­за), уси­ле­ни­ем зна­че­ния (ги­пер­бо­ла), де­та­ли­за­ци­ей зна­че­ния (пе­ри­фра­за).

Воз­мож­ны и др. клас­си­фи­ка­ции, напр. раз­ли­че­ние фи­гу­ры про­тя­жён­но­сти (при­бав­ле­ние – убав­ле­ние), фи­гу­ры связ­но­сти (со­еди­не­ние – разъ­е­ди­не­ние), фи­гу­ры зна­чи­мо­сти (урав­ни­ва­ние – вы­де­ле­ние). В за­ви­си­мо­сти от оби­лия Т. и ф. р. раз­но­го ро­да стиль ха­рак­те­ри­зу­ет­ся (не­тер­ми­но­ло­ги­че­ски) как «объ­ек­тив­ный» (фи­гу­ры А2), «субъ­ек­тив­ный» (A3), «ли­ри­че­ский» (А4), «про­стран­ный» (Б1), «су­хой» (Б2), «об­раз­ный» (Б4) и т. п. В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния, ба­рок­ко, клас­си­циз­ма Т. и ф. р. куль­ти­ви­ро­ва­лись соз­на­тель­но (их оби­лие счи­та­лось при­зна­ком вы­со­ко­го сти­ля); в 19–20 вв. Т. и ф. р. прак­ти­че­ски не изу­ча­лись, и они упо­треб­ля­лись сти­хий­но. К пе­ре­ра­бот­ке тео­рии Т. и ф. р. на ба­зе совр. лин­гвис­ти­ки стре­мят­ся пред­ста­ви­те­ли не­ко­то­рых совр. струк­тур­ных ме­то­дов в ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии.

Лит.: Ан­тич­ные тео­рии язы­ка и сти­ля. М.; Л., 1936; Горн­фельд А. Г. Фи­гу­ра в по­эти­ке и ри­то­ри­ке // Во­про­сы тео­рии и пси­хо­ло­гии твор­че­ст­ва. 2-е изд. Хар., 1911. Т. 1; To­do­rov Т. Tropes et figures // То honor R. Jakob­son: Essays on the occasion of his seventieth birthday. The Hague; P., 1967. Vol. 3; Ко­роль­ков В. И. К тео­рии фи­гур // Сбор­ник на­уч­ных тру­дов Мо­с­ков­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го пе­да­го­ги­че­ско­го ин­сти­ту­та ино­стран­ных язы­ков. М., 1974. Вып. 78; Ев­ро­пей­ская по­эти­ка от ан­тич­но­сти до эпо­хи Про­све­ще­ния: Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский пу­те­во­ди­тель. М., 2010.

Вернуться к началу