Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНТИТЕ́ЗА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 58

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Гаспаров

АНТИТЕ́ЗА (греч. ἀντίθεσις – про­ти­во­по­ло­же­ние), в ри­то­ри­ке и по­эти­ке – кон­траст, от­те­не­ние ос­нов­но­го об­раза с по­мо­щью вспо­мо­га­тель­но­го, про­ти­во­по­лож­но­го ему («уче­нье – свет, не­уче­нье – тьма»). Обыч­но, как в этом при­ме­ре, со­про­во­ж­да­ет­ся па­рал­ле­лиз­мом. Один из древ­ней­ших приё­мов вы­ра­зи­тель­но­сти, под­роб­но раз­ра­бо­тан ан­тич­ной ри­то­ри­кой, осо­бен­но по­пу­ля­рен в эпо­хи ба­рок­ко и ро­ман­тиз­ма (В. Гю­го). В пря­мом зна­че­нии, сти­ли­сти­че­ском, в А. раз­ли­ча­лось неск. вспо­мо­га­тель­ных фи­гур (см. Тро­пы и фи­гу­ры речи): раз­вёр­ну­тое срав­не­ние («Ты бо­гат, я очень бе­ден…» – «Ты и я» А. С. Пуш­ки­на, 1817–20), раз­ли­че­ние («Хит­рость он звал умом, на­глость от­ва­гой…»), вы­во­ра­чи­ва­ние (ан­ти­ме­та­бо­ла: «Мы долж­ны есть, что­бы жить, а не жить, что­бы есть»), ок­си­мо­рон («Я царь, я раб, я червь, я бог» – «Бог» Г. Р. Дер­жа­ви­на, 1784). В рас­ши­рен­ном зна­че­нии об А. го­во­рит­ся так­же при­ме­ни­тель­но к кон­тра­сту идей (пи­са­ный и не­пи­са­ный за­кон в «Ан­ти­го­не» Со­фок­ла), об­ра­зов (Оне­гин и Лен­ский в «Ев­ге­нии Оне­ги­не» А. С. Пуш­ки­на), сю­жет­ных ли­ний (судь­ба Ан­ны и судь­ба Кит­ти в «Ан­не Ка­ре­ни­ной» Л. Н. Тол­сто­го).

Вернуться к началу