ТА́ЦИТ ПУБЛИЙ КОРНЕЛИЙ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТА́ЦИТ Публий (или Гай) Корнелий [лат. Publius (Gaius) Cornelius Tacitus] (ок. 56/58 – после 117/120), рим. историк. Предположительно родился в Нарбонской Галлии и происходил из всаднического сословия. Получил хорошее образование, среди его учителей называют Квинтилиана, Марка Апра, Юлия Секунда. Друг Т., Плиний Младший, свидетельствует о том, что Т. был также известен как оратор и адвокат. Как представитель новой провинц. знати (homo novus), на которую опирались императоры династии Флавиев, был включён в список сенаторов, занимал высокие гос. должности: претор (88), консул (97), проконсул Азии (112/113). С кон. 80-х гг. входил в коллегию квиндецимвиров.
Сочинения Т. принято делить на т. н. малые и большие произведения. К малым относятся: «Агрикола» («De vita et moribus Agricolae», 97–98, описание жизни и деятельности тестя Т., известного полководца Гнея Юлия Агриколы), «Германия» («De origine et situ Germanorum», 98, географич. и этнографич. описание Германии и её народов), «Диалог об ораторах» («Dialogus de oratoribus», 102 и позднее, обсуждение причин упадка красноречия в эпоху Флавиев). К большим историч. произведениям относятся: «История» («Historiae», ок. 108/109) и «Анналы» («Annales», между 109 или 115/117 и 120). «История» состояла из 14 или 12 книг и охватывала период 69–96 гг., время правления династии Флавиев. Сохранились лишь кн. 1–4-я и часть 5-й о событиях 69–70. «Анналы» состояли из 16 или 18 книг и были посвящены событиям 14–68, правлению Юлиев – Клавдиев. Сохранились кн. 1–4-я, 12–15-я, в отрывках 5-я и 6-я, 11-я (без начала), 16-я (без конца). Возможно, Т. не успел закончить это произведение.
Для историч. трудов Т. характерен рим. принцип «летописного» изложения, однако часто им нарушаемый. Образцами для него служили сочинения Саллюстия и Тита Ливия. В своих сочинениях Т. пытался осмыслить прошедшие этапы существования Рим. империи и сделать из этого выводы применительно к настоящему времени. Будучи сторонником традиц. рим. ценностей (древней virtus), Т. сознавал, что политич. режим Империи резко отличается от Республики, но считал его наступление закономерным и необходимым. Резко осуждал деспотизм ряда императоров 1 в., вследствие чего в дальнейшем считался иногда противником монархии.