Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦИЦЕРО́Н

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 361

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Е. Кузнецов, В. О. Никишин

ЦИЦЕРО́Н Марк Тул­лий, Марк Тул­лий Ци­це­рон (Marcus Tullius Cicero) (3.1.106 до н. э., Ар­пин – 7.12.43 до н. э., Фор­мия), др.-рим. ора­тор, гос. дея­тель, по­ли­тик, фи­ло­соф, ад­во­кат. Из со­сло­вия всад­ни­ков. В 15 лет прие­хал в Рим. По­лу­чил пре­крас­ное об­ра­зо­ва­ние, обу­ча­ясь в Ри­ме и Афи­нах у луч­ших греч. и рим. пра­во­ве­дов, ора­то­ров и фи­ло­со­фов то­го вре­ме­ни; сво­бод­но го­во­рил и пи­сал по-гре­че­ски, ве­ли­ко­леп­но знал греч. лит-ру. Бла­го­да­ря же­нить­бе на пред­ста­ви­тель­ни­це древ­не­го и знат­но­го ро­да Те­рен­ции во­шёл в круг рим. ари­сто­кра­тии. В об­лас­ти эти­ки Ц. сле­до­вал уме­рен­но­му стои­циз­му Па­не­ция (см. Па­не­тий); в фи­ло­со­фии при­дер­жи­вал­ся взгля­дов скеп­ти­че­ской Ака­де­мии (был слу­ша­те­лем Фи­ло­на из Ла­ри­сы), зна­чи­тель­ным бы­ло влия­ние на Ц. стои­ка По­си­до­ния.

Пер­вая из­вест­ная су­деб­ная речь Ц. от­но­сит­ся к 81 до н. э. («В за­щи­ту Квинк­ция», «Pro Quinctio»), в сле­дую­щем го­ду Ц. на­влёк на се­бя не­удо­воль­ст­вие дик­та­то­ра Сул­лы (речь «В за­щи­ту Рос­ция из Аме­рии», «Pro Roscio Amerino») и был вы­ну­ж­ден уе­хать в Гре­цию, где слу­шал лек­ции ри­то­ров и фи­ло­со­фов в Афи­нах и на Ро­до­се. По­сле смер­ти Сул­лы (78 до н. э.) вер­нул­ся в Рим, став кве­сто­ром на Си­ци­лии и се­на­то­ром. Пред­став­ляя ин­те­ре­сы си­ци­лий­цев, Ц. вы­иг­рал в 70 до н. э. про­цесс про­тив быв­ше­го на­ме­ст­ни­ка Си­ци­лии Гая Кор­не­лия Вер­ре­са (речь «Про­тив Вер­ре­са», «In Verrem»; а так­же 5 не­про­из­не­сён­ных, но со­хра­нив­ших­ся ре­чей). Ад­во­кат­ская прак­ти­ка, при­нёс­шая Ц. день­ги и сла­ву, раз­ви­ва­лась од­но­вре­мен­но с по­ли­тич. карь­е­рой: в 69 до н. э. стал ку­руль­ным эди­лом, в 66 до н. э. – пре­то­ром. Сто­рон­ник т. н. сме­шан­ной кон­сти­ту­ции, вклю­чав­шей эле­мен­ты мо­нар­хии, ари­сто­кра­тии и де­мо­кра­тии, Ц. от­стаи­вал идею «со­гла­сия со­сло­вий», ра­туя за един­ст­во се­на­та и всад­ни­ков. Апо­ге­ем по­ли­тич. карь­е­ры Ц. стал кон­су­лат (63 до н. э.), оз­на­ме­но­вав­ший­ся по­дав­ле­ни­ем за­го­во­ра Ка­ти­ли­ны (4 ре­чи «Про­тив Ка­ти­ли­ны», «In Catilinam»). Рас­пра­вив­шись с за­го­вор­щи­ка­ми, Ц. сни­скал сла­ву спа­си­те­ля рес­пуб­ли­ки и зва­ние «от­ца оте­че­ст­ва», од­на­ко вра­ги Ц. до­би­лись его из­гна­ния (58–57 до н. э.). На вре­мя отой­дя от ак­тив­но­го уча­стия в по­ли­тич. жиз­ни, Ц. за­нял­ся лит. твор­че­ст­вом и ад­во­кат­ской прак­ти­кой. В 51–50 до н. э. был на­ме­ст­ни­ком в Ки­ли­кии, про­сла­вив­шись бес­ко­ры­сти­ем и гу­ман­ным управ­ле­ни­ем. В гражд. вой­не 49–45 до н. э. при­нял сто­ро­ну Гнея Пом­пея Маг­на, по­сле по­ра­же­ния ко­то­ро­го вер­нул­ся в Ита­лию и был про­щён Га­ем Юли­ем Це­за­рем, во вре­мя прав­ле­ния ко­то­ро­го со­сре­до­то­чил­ся на лит. и фи­лос. за­ня­ти­ях. По­сле убий­ст­ва Це­за­ря (в мар­те 44 до н. э.) под­дер­жал Ок­та­виа­на (см. Ав­густ), став его со­вет­ни­ком. Про­тив Мар­ка Ан­то­ния, со­пер­ни­ка Ок­та­виа­на, Ц. про­из­нёс в се­на­те се­рию из 14 ре­чей, из­вест­ных как «Фи­лип­пи­ки» («Philippicae»); не­смот­ря на это, Ок­та­ви­ан со­гла­сил­ся вклю­чить Ц. в про­скрип­ци­он­ные спи­ски, ут­вер­ждён­ные уча­ст­ни­ка­ми вто­ро­го три­ум­ви­ра­та, по­сле че­го Ц. был убит.

В об­щей слож­но­сти со­хра­ни­лось 58 су­деб­ных и по­ли­тич. ре­чей Ц.; его лит. на­сле­дие – цен­ный ис­точ­ник по ис­то­рии Древ­не­го Ри­ма эпо­хи позд­ней рес­пуб­ли­ки – вклю­ча­ет ок. 800 пи­сем, а так­же 19 трак­та­тов, на­пи­сан­ных, как пра­ви­ло, в фор­ме диа­ло­гов о по­ли­ти­ке, фи­ло­со­фии [«О рес­пуб­ли­ке» («De re publica», 51 до н. э.), «О за­ко­нах» («De legi­bus»), «Па­ра­док­сы стои­ков» («Paradoxa stoi­co­rum»), «О пре­де­лах до­б­ра и зла» («De finibus bonorum et malorum», 45 до н. э.), «О при­ро­де бо­гов» («De natura deo­rum», 45 до н. э.); «Ка­тон Стар­ший, или О ста­рос­ти», «Cato Maior de Senectute», 44 до н. э.; и др.], о ри­то­ри­ке [«Об ора­то­ре» («De oratore», 55 до н. э.), «Ора­тор» («Orator»), «Брут» («Brutus», оба – 46 до н. э.) и др.] Ц. мно­го пе­ре­во­дил с греч. яз.; его собств. по­эзия (в осн. эпи­чес­кая) ока­за­ла влия­ние на по­этич. язык эпо­хи Ав­гу­ста.

Бла­го­да­ря сво­им со­чи­не­ни­ям Ц. стал од­ним из соз­да­те­лей клас­сич. лат. лит. язы­ка (т. н. зо­ло­тая ла­тынь), уже при жиз­ни Ц. его ре­чи счи­та­лись об­раз­цо­вы­ми. Влия­ние ора­тор­ско­го сти­ля Ц. в рим. куль­ту­ре зна­чи­тель­но воз­рос­ло в кон. 1 в. н. э., при­вер­жен­цем «ци­це­ро­низ­ма» был Квин­ти­ли­ан, а так­же мн. хри­сти­ан­ские пи­са­те­ли (Ие­ро­ним Бла­жен­ный). Для итал. гу­ма­ни­стов со­чи­не­ния Ц. ста­ли в боль­шей сте­пе­ни язы­ко­вой, не­же­ли сти­ли­сти­че­ской, нор­мой.

Соч.: M. Tulli Ciceronis opera quae supersunt omnia: In 20 vol. Lpz., 1814–1823; M. Tulli Ciceronis Orationes: In 6 vol. Oxf., 1905–1918; Пись­ма: В 3 т. М.; Л., 1949–1951; Ре­чи: В 2 т. М., 1962; Три трак­та­та об ора­тор­ском ис­кус­ст­ве. М., 1972; О ста­рос­ти. О друж­бе. Об обя­зан­но­стях. М., 1974; Избр. со­чи­не­ния. М., 1975; Фи­ло­соф­ские трак­та­ты. М., 1985.

Лит.: Smith R. E. Cicero the statesman. Camb., 1966; Shackleton Bailey D. R. Cicero. L., 1971; Stockton D. Cicero: A political biography. Oxf., 1971; Ут­чен­ко С. Л. Ци­це­рон и его вре­мя. 2-е изд. М., 1986; Habicht Ch. Cicero the politician. Balt., 1990; Гри­маль П. Ци­це­рон. М., 1991; Fuhrmann M. Cicero and the Roman Republic. Oxf., 1992; Lévy C. Cicero academicus. Roma, 1992; Everitt A. Cicero: The life and times of Rome’s greatest politician. N. Y., 2001; Alain M. Les rapports de la rhétorique et de la philosophie dans l’œuvre de Cicéron. 2 éd. Louvain, 2003; Al­brecht M. von. Cicero’s style: a synopsis. Lei­den, 2003; Боб­ров­ни­ко­ва Т. А. Ци­це­рон: Ин­тел­ли­гент в дни ре­во­лю­ции. М., 2006; Fox M. Cicero’s philosophy of history. Oxf., 2007; Narducci E. Cicerone: La parola e la politi­ca. Roma, 2009.

Вернуться к началу