СКО́ПАС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СКО́ПАС (Σϰόπας), др.-греч. скульптор и архитектор 4 в. до н. э. Представитель поздней классики, работал преим. в мраморе (хотя Павсаний упоминает и бронзовую статую Афродиты Пандемос). Родился на о. Парос, предположительно сын скульптора Аристандра. Работал в период ок. 375 – ок. 330 до н. э. в Тегее (ныне Пиали), Галикарнасе (ныне Бодрум) и др. городах Греции и Малой Азии. Как архитектор принимал участие в сооружении храма Афины Алеи в Тегее [350–340 до н. э., руководил работами над скульптурной декорацией фронтонов (ок. 345 до н. э.; фрагменты – в Нац. археологич. музее в Афинах)] и Галикарнасского мавзолея. Среди дошедших до нас подлинных скульптурных произведений С. важнейшим является фриз Галикарнасского мавзолея с изображением амазономахии (ок. 350 до н. э.; совм. с Бриаксисом, Леохаром и Тимофеем; фрагменты – в Британском музее, Лондон; см. илл. к ст. Амазонки). Мн. статуи С. известны по рим. копиям («Потос», «Мелеагр», «Менада»). Предположительно к оригиналам С. восходят также статуи «Арес Лудовизи» (Нац. музей, Рим), «Геракл Лансдауна» (ок. 360 до н. э., Музей П. Гетти, Лос-Анджелес), «Геракл Хоуп» (Музей иск-ва округа Лос-Анджелес, Лос-Анджелес) и др. Отказавшись от свойственного иск-ву 5 в. до н. э. гармонич. спокойствия образа, С. обратился к передаче сильных эмоций. Для их воплощения он использовал динамич. композицию и новые приёмы трактовки деталей, особенно черт лица: глубоко посаженные глаза, складки на лбу и приоткрытый рот. Насыщенное драматич. пафосом творчество С. оказало большое воздействие на скульпторов периода эллинизма.