АМАЗО́НКИ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АМАЗО́НКИ (лат. Amazones, от греч. Ἀμαζόνες), в греч. мифологии племя женщин-воительниц, происходящих от Ареса и Гармонии – наяды р. Фермодонт. Традиция поселяет А. на р. Фермодонт у г. Фемискира (Малая Азия) или в предгорьях Кавказа, вблизи оз. Меотиды (Азовское м.). А. поклоняются Аресу и Артемиде, презирают мужчин и вступают с ними в связь только ради продолжения рода, убивая новорождённых мальчиков и выкармливая девочек – будущих воительниц. Вооружены луком, боевым топором, лёгким щитом, для более удобного владения оружием А. выжигают или сдавливают у девочек левую (по др. версии, правую) грудь – отсюда якобы происходит их название (от а... и μαζός – грудь). С А. сражались герои Беллерофонт, Геракл, Тесей. Чтобы заполучить для своей дочери пояс Ареса, которым владела царица амазонок Ипполита, царь Эврисфей послал Геракла на его девятый подвиг: Геракл осадил Фемискиру, убил Ипполиту и завладел её поясом. Вместе с Гераклом в походе участвовал Тесей, похитивший амазонку Антиопу (по др. версии, Ипполиту или Меланиппу), после чего А. напали на Афины, но Тесей одержал над ними победу, а Антиопа родила ему сына Ипполита. Амазонка Пенфесилея помогала троянцам и была убита под стенами Трои Ахиллом. А. приписывали основание г. Эфес и постройку там храма в честь Артемиды. В мифах о борьбе олимпийских героев с А. нашли отражение элементы матриархата.
В иск-ве Древней Греции изображения А. имели широчайшее распространение, репрезентируя мир за пределами цивилизации, чуждый и враждебный эллинскому. Чаще всего А. изображались сражающимися с греч. воинами (т. н. амазономахия), первоначально – в условно-скифских нарядах, но под влиянием классич. вкуса их облик в иск-ве 5 в. до н. э. эллинизировался и даже подвергся идеализации (килик Мастера Пентесилеи, статуи А. работы Фидия, Поликлета, Кресилая, фриз храма в Бассах; в 4 в. до н. э. – фриз Галикарнасского мавзолея). Образ А. – буйных воительниц нашёл отражение в иск-ве 17 в. (П. П. Рубенс).