АРЕ́С
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АРЕ́С (Арей; Ἄρης), в греч. мифологии бог войны коварной, вероломной, в отличие от Афины Паллады, богини войны честной и справедливой. Ряд текстов античных авторов Гомера, Каллимаха, Овидия подтверждают его фракийское, негреческое происхождение. Софокл считает его «презренным» богом и призывает Зевса, Аполлона, Артемиду и Вакха поразить его молниями, стрелами и огнём. О древних хтонических чертах А. свидетельствует миф о порождении им вместе с одной из эриний фиванского дракона, убитого Кадмом. Даже в детях А. проявляются черты необузданности, дикости и жестокости (Мелеагр, Флегий, Эномай, фракиец Диомед, амазонки и др.). Спутницами А. были богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. Его кони носили имена: Блеск, Пламя, Шум, Ужас (дети Борея и одной из эриний), его атрибуты – копьё, горящий факел, собаки, коршун. Само рождение А. мыслилось вначале чисто хтонически: по Овидию, Гера породила его без Зевса от прикосновения к волшебному цветку. Такое происхождение А. привело к тому, что с укреплением олимпийской мифологии и религии А. с большим трудом подчинялся их пластическим и худож. законам, и хотя Гомер считает его сыном Зевса и Геры и поселяет на Олимпе, тем не менее весь гомеровский эпос насыщен весьма отрицательными чертами этого буйного божества. Его гомеровские эпитеты: «беснующийся», «вредоносный», «вероломный», «губитель людей», «разрушитель городов», «запятнанный кровью». Вместе с тем у Гомера он уже настолько слаб, что его ранит не только Афина, но и смертный герой Диомед. Больше того, у Гомера А. любит самую красивую и нежную богиню Афродиту («Одиссея»). О любви А. и нарушении Афродитой супружеской верности античные авторы упоминают достаточно часто, и даже указывались дети от этой связи: Эрос и Антерос, Деймос (Ужас), Фобос (Страх) и Гармония, имя которой свидетельствует о явной символике позднего времени. Буйный и аморальный А. с большим трудом ассимилировался с олимпийскими богами, и в его образе сочетаются черты от хтонических до утончённого эллинизма. В европ. культуре он известен по преимуществу под рим. именем Марс.
Иконография
А. обычно изображался молодым сильным мужчиной. Его можно увидеть в сценах гигантомахии (рельефы вост. фриза Парфенона, греческая вазопись). Среди скульптур, которые считаются изображением А., – римские копии с др.-греч. оригиналов: «Арес Боргезе» (возможно, с работы Алкамена, около 430 до н. э.), где бог представлен в шлеме (первоначально со щитом в руке), и «Арес Людовизи» (Нац. музей, Рим) – изображение сидящего А. с отложенным в сторону оружием. В иск-ве Возрождения и барокко в живописи получили распространение сюжеты, связанные с любовью А. и Афродиты (у С. Боттичелли, Пьеро ди Козимо, Я. Тинторетто, П. Веронезе, П. П. Рубенса, Н. Пуссена, Рембрандта, Д. Веласкеса и др.). Скульптурные изображения А. созданы Б. Торвальдсеном и А. Кановой.