Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРЕ́С

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 203-204

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Тахо-Годи
Арес («Арес Боргезе»). Римская копия. С древнегреческого оригинала, приписываемого Алкамену (ок. 430 до н. э.). Мрамор. Лувр (Париж).

АРЕ́С (Арей; Ἄρης), в греч. ми­фо­ло­гии бог войны ко­вар­ной, ве­ро­лом­ной, в от­ли­чие от Афи­ны Пал­ла­ды, бо­ги­ни вой­ны че­ст­ной и спра­вед­ли­вой. Ряд тек­стов ан­тич­ных ав­то­ров Го­ме­ра, Кал­ли­ма­ха, Ови­дия под­твер­жда­ют его фра­кий­ское, не­гре­че­ское про­ис­хо­ж­де­ние. Со­фокл счи­та­ет его «пре­зрен­ным» бо­гом и при­зы­ва­ет Зев­са, Апол­ло­на, Ар­те­ми­ду и Вак­ха по­ра­зить его мол­ния­ми, стре­ла­ми и ог­нём. О древ­них хто­ни­че­ских чер­тах А. сви­де­тель­ст­ву­ет миф о по­ро­ж­де­нии им вме­сте с од­ной из эри­ний фи­ван­ско­го дра­ко­на, уби­то­го Кад­мом. Да­же в де­тях А. про­яв­ля­ют­ся чер­ты не­обуз­дан­но­сти, дико­сти и жес­то­ко­сти (Ме­ле­агр, Фле­гий, Эно­май, фра­ки­ец Дио­мед, ама­зон­ки и др.). Спут­ни­ца­ми А. бы­ли бо­ги­ня раз­до­ра Эри­да и кро­во­жад­ная Энио. Его ко­ни но­си­ли име­на: Блеск, Пла­мя, Шум, Ужас (де­ти Бо­рея и од­ной из эри­ний), его ат­ри­бу­ты – ко­пьё, го­ря­щий фа­кел, со­ба­ки, кор­шун. Са­мо ро­ж­де­ние А. мыс­ли­лось вна­ча­ле чис­то хто­ни­че­ски: по Ови­дию, Ге­ра по­ро­ди­ла его без Зев­са от при­кос­но­ве­ния к вол­шеб­но­му цвет­ку. Та­кое про­ис­хо­ж­де­ние А. при­ве­ло к то­му, что с ук­ре­п­ле­ни­ем олим­пий­ской ми­фо­ло­гии и ре­ли­гии А. с боль­шим тру­дом под­чи­нял­ся их пла­сти­че­ским и ху­дож. за­ко­нам, и хо­тя Го­мер счи­та­ет его сы­ном Зев­са и Ге­ры и по­се­ля­ет на Олим­пе, тем не ме­нее весь го­ме­ров­ский эпос на­сы­щен весь­ма от­ри­ца­тель­ны­ми чер­та­ми это­го буй­но­го бо­же­ст­ва. Его гоме­ров­ские эпи­те­ты: «бес­ную­щий­ся», «вре­до­нос­ный», «ве­ро­лом­ный», «гу­би­тель лю­дей», «раз­ру­ши­тель го­ро­дов», «за­пят­нан­ный кро­вью». Вме­сте с тем у Го­ме­ра он уже на­столь­ко слаб, что его ра­нит не толь­ко Афи­на, но и смерт­ный ге­рой Дио­мед. Боль­ше то­го, у Го­ме­ра А. лю­бит са­мую кра­си­вую и неж­ную бо­ги­ню Аф­ро­ди­ту («Одис­сея»). О люб­ви А. и на­ру­ше­нии Аф­ро­ди­той суп­ру­же­ской вер­но­сти ан­тич­ные ав­то­ры упо­мина­ют дос­та­точ­но час­то, и да­же ука­зыва­лись де­ти от этой свя­зи: Эрос и Ан­терос, Дей­мос (Ужас), Фо­бос (Страх) и Гар­мо­ния, имя ко­то­рой сви­де­тель­ст­ву­ет о яв­ной сим­во­ли­ке позд­не­го вре­ме­ни. Буй­ный и амо­раль­ный А. с боль­шим тру­дом ас­си­ми­ли­ро­вал­ся с олим­пий­ски­ми бо­га­ми, и в его об­ра­зе со­че­та­ют­ся чер­ты от хто­ни­че­ских до утон­чён­но­го эл­ли­низ­ма. В ев­роп. куль­ту­ре он из­вес­тен по пре­иму­ще­ст­ву под рим. име­нем Марс.

Иконография

А. обыч­но изо­бра­жал­ся мо­ло­дым силь­ным муж­чи­ной. Его мож­но уви­деть в сце­нах ги­ган­то­ма­хии (рель­е­фы вост. фри­за Пар­фе­но­на, гре­ческая ва­зо­пись). Сре­ди скульп­тур, ко­то­рые счи­та­ют­ся изо­бра­же­ни­ем А., – римские ко­пии с др.-греч. ори­ги­на­лов: «Арес Бор­ге­зе» (воз­мож­но, с ра­бо­ты Ал­ка­ме­на, около 430 до н. э.), где бог пред­став­лен в шле­ме (пер­во­на­чаль­но со щи­том в ру­ке), и «Арес Лю­до­ви­зи» (Нац. му­зей, Рим) – изо­бра­же­ние си­дя­ще­го А. с от­ло­жен­ным в сто­ро­ну ору­жи­ем. В иск-ве Воз­ро­ж­де­ния и ба­рок­ко в жи­во­пи­си по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние сю­же­ты, свя­зан­ные с лю­бо­вью А. и Аф­ро­ди­ты (у С. Бот­ти­чел­ли, Пье­ро ди Ко­зи­мо, Я. Тин­то­рет­то, П. Ве­ро­не­зе, П. П. Ру­бен­са, Н. Пус­се­на, Рем­бранд­та, Д. Ве­ла­ске­са и др.). Скульп­тур­ные изо­бра­же­ния А. соз­да­ны Б. Тор­вальд­се­ном и А. Ка­но­вой.

Лит.: Schwenn Fr. Der Krieg in der griechischen Re­lig­ion // Ar­chiv für Re­lig­ion­swis­sen­schaft. 1920–1921. № 20–21; idem. Ares // Ibi­dem. 1923–1924. № 22; Otto W. F. Die Göt­ter Griech­en­lands. Fr./M., 1987.

Вернуться к началу