ТО́РВАЛЬДСЕН БЕРТЕЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТО́РВАЛЬДСЕН (Thorvaldsen) Бертель (13.11.1768 или 19.11.1770, Копенгаген – 24.3.1844, там же), дат. скульптор. Учился в АХ в Копенгагене (1781–93) у Н. А. Абильгора и скульптора Й. Видевельта (друга И. И. Винкельмана). В 1797–1838 жил в Риме. Произведения Т., одного из крупнейших представителей позднего классицизма, отличаются строгой гармонией композиции, пластич. завершённостью, холодной идеализацией образов, виртуозной обработкой материала. Автор рельефов (в т. ч. для дворца Амалиенборг в Копенгагене, гипс, 1794), колоссального фриза для Квиринальского дворца («Вступление Александра Македонского в Вавилон», стукко, 1812) в честь визита имп. Наполеона I в Рим; мраморных статуй и групп на античную [«Ясон» (1803–28, Музей Торвальдсена; см. илл. к ст. Дания), «Адонис» (1808–32, Новая пинакотека, Мюнхен), «Три Грации и Купидон» (1817–19, Музей Торвальдсена) и др.] и христианскую (для ц. Богоматери в Копенгагене, 1819–42) тематику; портретов [статуя Е. А. Остерман-Толстой (ок. 1815–19, Эрмитаж, С.-Петербург), бюст Наполеона I (1830, Музей Торвальдсена; оба – мрамор; см. илл. к ст. Скульптура)], памятников (в т. ч. И. Гутенбергу для Майнца, 1833–37, и Ф. Шиллеру для Штутгарта, 1835–39, оба – бронза), надгробий (папы Пия VII в соборе Св. Петра в Ватикане, мрамор, 1824–31). Президент академии Св. Луки в Риме (с 1825) и АХ в Копенгагене (с 1833). В 1848 в Копенгагене открыт Музей Т. (его произведения, также собранная им в Италии коллекция античного иск-ва и европ. живописи).