СКУЛЬПТУ́РА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СКУЛЬПТУ́РА (лат. sculptura, от лат. sculpo – высекать, вырезать), один из видов пластических искусств, организующий трёхмерные объёмы в реальном пространстве. Различают 2 осн. разновидности С.: круглую скульптуру, которая свободно размещается в пространстве, и рельеф, где изображение располагается на плоскости. К произведениям круглой С. относятся: статуя, скульптурная группа (две или неск. фигур, составляющих единое целое), мелкая пластика (статуэтка и др.), бюст, герма и др. По высоте и глубине изображения рельефы подразделяются на барельеф, горельеф, сплющенный рельеф, контррельеф.
Видами С. являются монументальная, станковая и С. малых форм (статуэтки, предметы культа и др.). Монументальная С. (памятник, монумент, мемориальные сооружения, надгробия) имеет ярко выраженный обществ. характер, размещается на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах разл. сооружений, также на кладбищах и в некрополях. Монументально-декоративная С. – один из элементов архит. или садово-парковых ансамблей, может быть важной составляющей синтеза искусств. Станковая С., прямо не связанная с архитектурой, носит более камерный характер, предназначается для жилых и экспозиционных интерьеров.
Худож. язык С. строится на взаимодействии объёма с пространством, его гл. выразит. средствами являются размер, пропорции, тектоника, структура и цветовые качества материала, фактура поверхности, силуэты и очертания, характер внутр. членений. С. доступно большое разнообразие жанров: религиозный, историч., мифологич., анималистич. и жанрово-бытовой; портрет, обнажённая натура и др.; с нач. 20 в. также натюрморт.
Различают 2 осн. метода создания С.: ваяние и пластику. Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое (разл. металлы, гипс, бетон, пластмасса и т. п.), служат для отливки произведений при помощи спец. форм. Для воспроизведения С. в металле прибегают также к гальванотехнике. В нерасплавленном виде металл для С. обрабатывается посредством ковки и чеканки. Для создания керамич. С. употребляются особые сорта глины, которая обжигается в спец. печах (см. Майолика, Керамика). Каждый материал обладает собств. полихромными возможностями, которые могут быть усилены раскраской, нанесением цветных глазурей, разл. металлов, патинированием (см. Патина) и др.
Исторический очерк
Наиболее ранние произведения С. относятся к эпохе палеолита («Венеры палеолита», фигурки животных). В эпоху неолита круг скульптурных памятников расширяется. В иск-ве Древнего Египта С. занимала ведущее положение в декоре храмов и гробниц, развивалась во всём диапазоне масштабов – от монументальной до миниатюрной при огромном разнообразии материалов (гранит, диорит, базальт, известняк, песчаник, дерево и др.); при этом были выработаны всего несколько типов статуи: стоящая, сидящая, писца, сфинкса, т. н. кубическая, также разл. рельефы. Монументальная скульптура и рельеф широко использовались в декорировании дворцов Ассирии, Древней Персии. Миниатюрные статуэтки из алебастра, ювелирные произведения, инкрустации из битума, перламутровой кости известны в шумерской, аккадской и вавилонской культурах.
В иск-ве Древней Греции С., складывавшаяся под вост. влияниями, от миниатюрных бронзовых предметов эпохи геометрического стиля уже в эпоху архаики переходит к монументальным формам: формируется скульптурный декор храмов, включающий в себя фронтонные композиции, рельефы метоп в храмах дорического ордера и непрерывный зофор ионического ордера. Складываются типы свободностоящей статуи (курос, кора), скульптурной группы, тип надгробной стелы. В храмах помещали статуи богов в технике хрисоэлефантинной скульптуры. От периода классики сохранились имена и произведения Мирона, Фидия, Поликлета, Скопаса, Праксителя, Лисиппа и др. Развивается танагрская коропластика. В период эллинизма существенно расширяются как жанровая типология С., так и диапазон её изобразит. и выразит. возможностей. Иск-во Древнего Рима, опираясь на традиции Древней Греции и этрусков, развивало жанр портрета (бюсты и статуи – как императоров, так и частных лиц). Получил развитие рельеф с историко-повествоват. сюжетами, которым украшали алтари (Алтарь Мира в Риме), арки триумфальные и триумфальные колонны; сложился тип конного памятника (бронзовая статуя Марка Аврелия, 2 в. н. э.) и квадриги. Во 2–3 вв. получают распространение украшенные рельефами саркофаги, которые займут важное место в раннехристианском искусстве.
С утверждением христианства сферы применения С. сокращаются, в храмовом декоре преимущество отдаётся живописи. Возрождение монументальной С., гл. образом в форме рельефа, происходит в рамках романского стиля – капители в интерьерах церквей и украшенные рельефами порталы, крещальные купели, епископские троны, проповеднич. кафедры, надгробные плиты и пристенные надгробия, алтарные преграды, сиденья хоров. В иск-ве готики С., наряду с витражом, начинает играть ведущую роль в декорировании храма; в крупных соборах Франции в С. реализуются обширные иконографич. программы. Появляются статуи-колонны, затем и полноценные статуи (в Италии часто установлены в нишах), которые, однако, существуют пока в рамках пространственного синтеза собора. Пробуждается интерес, с одной стороны, к опыту античной пластики (мастера Проторенессанса Н. и Дж. Пизано, Арнольфо ди Камбио), который ляжет в основу развития С. в следующий период, а с другой – к натуралистич. передаче видимого мира. В эпоху Возрождения в Италии С. окончательно выделяется из ср.-век. пространственного синтеза, существенно расширяется диапазон её жанров и видов. Центром развития С. становится Флоренция – здесь происходит возрождение монументального фигурного литья из бронзы (Л. Гиберти) и терракотовой пластики (в мастерских Гиберти, Донателло), появляется скульптура из майолики (семья делла Роббиа); в Ферраре возрождается медальерное искусство. Благодаря изучению античности становится возможным возрождение круглой статуи, портретного бюста, монумента на площади (в т. ч. конного памятника – Донателло, А. дель Верроккьо), мелкой кабинетной пластики, существенно обновляется пластика надгробий (все эти достижения ярко проявились в творчестве Дезидерио да Сеттиньяно, бр. Росселлино, Б. да Майано, А. дель Поллайоло). Специфически ренессансным изобретением явилась техника сплющенного рельефа, которая способствовала развитию рельефа-картины. Обновляется и тематич. репертуар С., в котором важное место занимают мифологич. сюжеты. В период Высокого Возрождения Микеланджело, опираясь на вновь открытые образцы эллинистич. пластики, существенно расширяет её драматич. возможности, создаёт новый тип «змеевидной фигуры» (figura serpentinata), смело экспериментирует с фактурами (в диапазоне от иллюзионистич. натурализма до non finito). Введённая Микеланджело последовательность разработки скульптурного замысла (сначала в рисунках и боццетто, затем в полномасштабной модели) позволила усовершенствовать организацию мастерской, переложив рутинную работу на ассистентов, чем нередко пользовались скульпторы последующих веков. Интерес к декоративным задачам отличает мастеров маньеризма (Б. Челлини, Джамболонья и др.), с которым связан расцвет садово-парковой скульптуры.
В Сев. Европе К. Слютер обновляет готич. стилевую парадигму, усиливая в ней натурализм и динамику, в Нидерландах и нем. землях в 15 – 1-й пол. 16 вв. развиваются резной створчатый алтарь и др. формы церковной пластики (Х. Мульчер, Й. Сирлин Старший, М. Пахер, Ф. Штос, Б. Нотке, М. и Г. Эрхарты, Т. Рименшнейдер). В 16 в., с проникновением в Сев. Европу итал. влияний, в С. распространяются ренессансные формы, в особенности во Франции, где был создан особый тип скульптурного декора архитектуры (Ж. Гужон) и надгробия (Гужон, Ж. Пилон, Л. Ришье и др.).
В средние века С. получила широкое развитие в странах Среднего и Дальнего Востока, Центр. и Юго-Вост. Азии – монументальная по характеру, она сочетает мощь построения объёмов с чувственной изысканностью моделировки и является неотъемлемой частью знаменитых архит. ансамблей.
В Европе в эпоху барокко С. занимает существенное место в новом синтезе искусств. Статуи и скульптурные группы обретают живописные очертания и динамизм. Создаются многочисл. парадные портреты, памятники, также надгробия, декоративная С. Крупнейшие мастера С. барокко – Дж. Л. Бернини в Италии, А. Шлютер в Германии, П. Пюже, Ф. Жирардон, А. Куазевокс во Франции и др. Принципы классицизма, заново осмысленные в эпоху Просвещения, сыграли важную роль в развитии европ. С. 2-й пол. 18 – 1-й трети 19 вв., в которой наряду с историч., мифологич. и аллегорич. темами большое значение приобрели портретные задачи (Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе, М. А. Колло, Ж. А. Гудон, Ф. К. Мессершмидт, А. Канова, Б. Торвальдсен). В 1-й пол. 19 в. на С. в известной мере повлияла эстетика романтизма (Ф. Рюд). Во 2-й пол. 19 в. классицистич. тенденциям и салонному искусству (Ж. Б. Карпо) в С. противостоят реалистич. и социально-критич. устремления ряда мастеров (Э. Ж. Далу, О. Домье, К. Менье).
В иск-ве модернизма на рубеже 19–20 вв. заново осмысляются границы и возможности С.: размываются или вовсе стираются жанровые границы, появляется абстрактная скульптура, т. н. жанр фрагмента. В С. привносятся нетрадиционные материалы; идёт поиск новых изобразит. и выразит. средств. Мощное воздействие на европ. школы оказало творчество О. Родена, который реформировал академич. систему работы над С., изменил отношение к объёму, пространству и фактуре. С. 1-й пол. 20 в. разл. направлений ставит перед собой новые задачи: передачи мимолётного впечатления (импрессионизм Э. Дега, М. Россо и др.), сохранения классич. традиции (А. Майоль, Э. А. Бурдель, Ш. Деспио, О. С. Мещанинов; Дж. Манцу и Ф. Мессина в Италии, Дж. Г. Борглум и др.) и обращения к нац. наследию (И. Мештрович, Й. В. Мысльбек, К. Дуниковский и др.). В иск-ве авангардизма акцентированы разнообразные пластич. эксперименты – у мастеров кубизма (А. Архипенко, А. Лоран, Ж. Липшиц), конструктивизма (Н. Габо, А. Певзнер), экспрессионизма (Э. Барлах, А. Г. Вигеланн), футуризма (У. Боччони), сюрреализма (С. Дали, Ж. Арп, А. Джакометти), абстракционизма (К. Брынкуши, Г. Мур), кинетического искусства (А. Колдер, Я. Агам, В. Вазарели) и др. Среди крупнейших мастеров С. 2-й пол. 20 в. – Ф. Ботеро, Н. де Сен-Фаль, Ж. Тенгели.
Скульптура в России. В Древней Руси высокого уровня достигло иск-во рельефа (киевские шиферные рельефы, убранство владимиро-суздальских и новгородских храмов). Одно из первых дошедших до нас имён – мастер Аврам (14 в.). С нач. 18 в. совершается переход от ср.-век. религ. форм к светским; развиваясь в русле общеевропейских стилей (барокко и классицизм), С. сочетает пафос утверждения новой государственности, а затем и просветительских гражд. идеалов с осознанием пластич. красоты реального мира. Прекрасные образцы парковой монументально-декоративной С., дерев. резьбы, парадного портрета появляются уже в 1-й пол. 18 в. (К. Б. Растрелли и др.). Символом новых историч. устремлений России стал памятник Петру I в С.-Петербурге работы Э. М. Фальконе. Во 2-й пол. 18 – 1-й пол. 19 вв. складывается академич. школа С., которую представляют И. П. Витали, С. И. Гальберг, Ф. Г. Гордеев, В. И. Демут-Малиновский, М. И. Козловский, И. П. Мартос, С. С. Пименов, И. П. Прокофьев, Ф. И. Шубин, Ф. Ф. Щедрин. С 1830–40-х гг. в С. всё больше проступает стремление к историч. конкретности и жанровой характерности образа (Б. И. Орловский, П. К. Клодт, Н. С. Пименов, А. Л. Обер; проекты памятников М. О. Микешина). С. 2-й пол. 19 в. развивается под сильным влиянием живописи передвижников (М. М. Антокольский, Ф. Ф. Каменский, М. А. Чижов, В. А. Беклемишев, Е. А. Лансере, А. М. Опекушин). Разнообразно по тематике и новизне худож. языка скульптурное творчество Н. И. Альтмана, Н. А. Андреева, Л. А. Бернштама, П. И. Бромирского, С. М. Волнухина, М. А. Врубеля, И. Я. Гинцбурга, А. С. Голубкиной, Ф. Ф. Каменского, С. Т. Конёнкова, А. Т. Матвеева, П. П. Трубецкого.
Важным импульсом для развития С. в России после 1917 становится монументальной пропаганды план. Создаются грандиозные монументальные комплексы, памятники в разл. городах РФ; монументально-декоративной скульптурой украшают обществ. здания, парки, станции метрополитена, Всесоюзные и Всемирные выставки. Среди скульпторов, работающих в разл. жанрах, – М. К. Аникушин, Е. Ф. Белашова, А. Н. Бурганов, В. А. Ватагин, Е. В. Вучетич, Н. Я. Данько, В. Н. Домогацкий, А. А. Древин, С. А. Евсеев, И. С. Ефимов, Л. Е. Кербель, А. П. Кибальников, В. М. Клыков, А. Н. Ковальчук, О. К. Комов, Б. Д. Королёв, С. Д. Лебедева, В. В. Лишев, М. Г. Манизер, С. Д. Меркуров, Г. И. Мотовилов, В. И. Мухина, Э. И. Неизвестный, С. М. Орлов, А. Г. Пологова, А. И. Рукавишников, В. А. Сидур, Н. В. Томский, И. Г. Фрих-Хар, Д. Ф. Цаплин, З. К. Церетели, В. Е. Цигаль, И. М. Чайков, И. Д. Шадр, М. М. Шемякин, Л. В. Шервуд, С. Д. Эрьзя.