КОЛЛО́
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОЛЛО́ (Collot) Мари Анн (1748, Париж – 23.2.1821, имение Маримон, близ Нанси), франц. скульптор, акад. петерб. АХ (1767). Ученица (с 1763/64) и помощница Э. М. Фальконе. Получила раннее признание как талантливая портретистка, создавшая ряд образов в стиле классицизма (рус. посла во Франции кн. Д. А. Голицына, 1766; Д. Дидро, 1766; вариант – мрамор, 1772, Эрмитаж, С.-Петербург, и др.). В 1766 сопровождала Фальконе, прибывшего в Россию по приглашению имп. Екатерины II для работы над памятником Петру I. За время пребывания в С.-Петербурге исполнила многочисл. мраморные портреты-бюсты по заказам Екатерины II (Екатерины II в диадеме, Генриха IV, герцога Сюлли, все ок. 1769; Вольтера, ок. 1770, Э. М. Фальконе, ок. 1773, все – Эрмитаж; вел. кн. Павла Петровича и его жены, вел. кн. Натальи Алексеевны, оба 1775, ГРМ) и по частным заказам (Луизы Каткарт, дочери англ. посла в России; гипс, 1768, Лувр, Париж; мрамор, 1772, ГРМ; ранее считался автопортретом К.; и др.). Исполняла также барельефы-портреты (медальоны), в т. ч. Петра I и Елизаветы Петровны для Большого зала Китайского дворца в Ораниенбауме (мрамор, 1769). В лучших портретах мастерство исполнения сочетается с точностью передачи особенностей модели, психологизмом, живостью характеристик.
Осн. произведение К. петерб. периода – модель головы Петра I (гипс, ок. 1773, ГРМ), исполненная по гипсовой посмертной маске, снятой К. Б. Растрелли, и его скульптурному портрету (1723). Портретный образ Петра I, полный спокойного достоинства и державного величия и соответствовавший общему замыслу Э. М. Фальконе, был включён скульптором (после незначит. усовершенствований) в его знаменитый «Медный всадник» на Сенатской пл. в С.-Петербурге.
В 1777 К. вышла замуж за сына Э. М. Фальконе, живописца и графика Пьера Этьенна Фальконе (1741–91), и в 1778 вернулась в Париж; в Нидерландах создала мраморные бюсты статхаудера Вильгельма V и его супруги (ок. 1782, Маурицхёйс, Гаага). Впоследствии оставила занятия скульптурой, переселившись в имение в Лотарингии.