Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИ́РОН

Авторы: Д. Ю. Молок
Мирон. «Дискобол» («Дискобол Ланчелотти»). Римская копия. Мрамор. Национальный музей (Рим).

МИ́РОН (Μῦρων), др.-греч. скульп­тор 1-й пол. 5 в. до н. э. Ро­дил­ся в г. Элев­те­ры, на гра­ни­це Ат­ти­ки и Бе­о­тии; ве­ро­ят­но, ок. 480–445 до н. э. жил в Афи­нах. Вы­даю­щий­ся мас­тер ран­ней клас­си­ки, М. был со­пер­ни­ком Пи­фа­го­ра Ре­гий­ско­го. Уче­ник ар­гос­ско­го скульп­то­ра Аге­ла­да, М. ра­бо­тал пре­им. в брон­зе. Вре­мя его дея­тель­но­сти оп­ре­де­ля­ет­ся по да­там олим­пий­ских по­бед ат­ле­тов, ста­туи ко­то­рых он вы­пол­нил, и по др. кос­вен­ным дан­ным. Про­из­ве­де­ния М., на­зван­ные рим. ав­то­ра­ми, опо­зна­ны совр. ис­сле­до­ва­те­ля­ми в со­хра­нив­ших­ся ко­пи­ях рим. вре­ме­ни. «Дис­ко­бол», де­таль­но опи­сан­ный Лу­киа­ном и упо­мя­ну­тый Квин­ти­лиа­ном и Пли­ни­ем Стар­шим, из­вес­тен по ря­ду мра­мор­ных вос­про­из­ве­де­ний брон­зо­во­го ори­ги­на­ла М., в т. ч. по со­хра­нив­шей­ся це­ли­ком ста­туе «Дис­ко­бол Лан­че­лот­ти» (Нац. му­зей, Рим). Скульп­тур­ная груп­па «Афи­на и Мар­сий», ко­то­рую Пав­са­ний ви­дел на афин­ском Ак­ро­по­ле, ре­кон­ст­руи­ру­ет­ся пу­тём ком­би­ни­ро­ва­ния ко­пий ста­туи Афи­ны (му­зей Ли­биг­ха­ус, Франк­фурт-на-Май­не) и ста­туи Мар­сия (Гри­го­ри­ан­ский му­зей свет­ско­го иск-ва, Ва­ти­кан).

Др. ра­бо­ты М. из­вест­ны толь­ко по на­зва­ни­ям, хо­тя де­ла­ют­ся по­пыт­ки уви­деть их в до­шед­ших ко­пи­ях: та­ко­вы груп­па ко­лос­саль­ных ста­туй Зев­са, Афи­ны и Ге­рак­ла в Ге­рай­о­не на о. Са­мос (по со­обще­нию Стра­бо­на), ста­туи «Эрех­тей» в Афи­нах, «Ге­ракл» в Ри­ме, «Пер­сей» на афин­ском Ак­ро­по­ле. Две ста­туи ра­бо­ты М. – «Апол­лон» в Ак­ра­ган­те и «Ге­ракл» в Мес­са­не (Мес­си­не) – упо­ми­на­лись в су­деб­ном про­цес­се Гая Вер­ре­са. В Па­ла­тин­ской ан­то­ло­гии име­ет­ся эпи­грам­ма на ста­тую олим­пий­ско­го бе­гу­на Ла­да, из­ва­ян­ную М. Ве­ли­чай­шую сла­ву в древ­но­сти име­ла брон­зо­вая «Тёл­ка» ра­бо­ты М., сто­яв­шая на афин­ском Ак­ро­по­ле. Дош­ло св. 40 эпи­грамм, вос­хва­ляю­щих её жиз­не­по­до­бие: лю­ди и жи­вот­ные при­ни­ма­ли её за жи­вую, гото­вую за­мы­чать. По оцен­ке Пли­ния Стар­ше­го, М. был пер­вым, кто на­де­лил иск-во жиз­не­по­до­би­ем; по мне­нию Ци­це­ро­на и Квин­ти­лиа­на, М. боль­ше всех при­бли­зил­ся к клас­сич. со­вер­шен­ст­ву (ко­то­ро­го дос­тиг­ли По­ли­клет и осо­бен­но Фи­дий).

Лит.: Вальд­гау­эр О. Ф. Ми­рон. Бер­лин, 1923; Arias P. E. Mirone. Firenze, 1940; Poul­sen V. H. Myron. Ein stilkritischer Versuch // Acta archaeologica. Kbh., 1940. Vol. 11; Ber­ger E. Zum samischen Zeus des Myron in Rom // Römische Mitteilungen. 1969. Bd 76; Schauen­berg B., Schauenberg K. Torso der myronischen Athena // Antike Plastik. 1973. № 12; Weis H. A. The «Marsyas» of Myron: old problems and new evidence // American Journal of Ar­chaeo­logy. 1979. Vol. 83. № 2; Daltrop G. Il gruppo mironiano di Atena e Marsia nei Musei Vaticani. Città del Vaticano, 1980.

Вернуться к началу