МИ́РОН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИ́РОН (Μῦρων), др.-греч. скульптор 1-й пол. 5 в. до н. э. Родился в г. Элевтеры, на границе Аттики и Беотии; вероятно, ок. 480–445 до н. э. жил в Афинах. Выдающийся мастер ранней классики, М. был соперником Пифагора Регийского. Ученик аргосского скульптора Агелада, М. работал преим. в бронзе. Время его деятельности определяется по датам олимпийских побед атлетов, статуи которых он выполнил, и по др. косвенным данным. Произведения М., названные рим. авторами, опознаны совр. исследователями в сохранившихся копиях рим. времени. «Дискобол», детально описанный Лукианом и упомянутый Квинтилианом и Плинием Старшим, известен по ряду мраморных воспроизведений бронзового оригинала М., в т. ч. по сохранившейся целиком статуе «Дискобол Ланчелотти» (Нац. музей, Рим). Скульптурная группа «Афина и Марсий», которую Павсаний видел на афинском Акрополе, реконструируется путём комбинирования копий статуи Афины (музей Либигхаус, Франкфурт-на-Майне) и статуи Марсия (Григорианский музей светского иск-ва, Ватикан).
Др. работы М. известны только по названиям, хотя делаются попытки увидеть их в дошедших копиях: таковы группа колоссальных статуй Зевса, Афины и Геракла в Герайоне на о. Самос (по сообщению Страбона), статуи «Эрехтей» в Афинах, «Геракл» в Риме, «Персей» на афинском Акрополе. Две статуи работы М. – «Аполлон» в Акраганте и «Геракл» в Мессане (Мессине) – упоминались в судебном процессе Гая Верреса. В Палатинской антологии имеется эпиграмма на статую олимпийского бегуна Лада, изваянную М. Величайшую славу в древности имела бронзовая «Тёлка» работы М., стоявшая на афинском Акрополе. Дошло св. 40 эпиграмм, восхваляющих её жизнеподобие: люди и животные принимали её за живую, готовую замычать. По оценке Плиния Старшего, М. был первым, кто наделил иск-во жизнеподобием; по мнению Цицерона и Квинтилиана, М. больше всех приблизился к классич. совершенству (которого достигли Поликлет и особенно Фидий).