ПИФАГО́Р РЕГИ́ЙСКИЙ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИФАГО́Р РЕГИ́ЙСКИЙ (Πυθαγόρας ‘Ρηγῖνος), греч. скульптор 1-й пол. 5 в. до н. э. Происходит с о. Самос, ученик Клеарха из Регия. Плиний Старший и Павсаний говорят о нём как о «регийце», так что он, вероятно, был одним из эмигрантов, покинувших Самос после его падения в 494 до н. э. и переселившихся в г. Занкла (ныне Мессина) на о. Сицилия, находившийся в то время под властью г. Регий. Это двойное происхождение, очевидно, объясняет путаницу, которая заставила Плиния и Диогена Лаэртия различать двух скульпторов, самосца и регийца, по имени Пифагор. Хронология деятельности П. Р. устанавливается по датам олимпийских победителей, статуи которых он изваял. Самым ранним его произведением считается статуя бегуна Астила, трижды победителя в Олимпии (488, 484, 480). Статуя боксёра Евтима была поставлена после 472. К 456 относят статую бегуна-гоплита Мнасея из Кирены; к 456 или 452 – статую борца Леонтиска из Мессены; к 448 – Кратисфена из Кирены (победителя в беге колесниц). Т. о., деятельность П. Р. относится к 490–445 до н. э. Как перечисленные, так и др. произведения П. Р. – «Хромой Филоктет» в Сиракузах («боль которого, кажется, ощущает зритель», по выражению Плиния), «великолепная бронзовая группа в Таренте – Европы, уносимой быком» (по сообщению Варрона), «Аполлон, пронзающий змея своими стрелами» (по сообщению Плиния), «Этеокл и Полиник, убивающие друг друга» (по сообщению Татиана), «Крылатый Персей» (по сообщению Диона Хрисостома), «Играющий на кифаре Клеон» из Фив (по сообщению Плиния), – известны нам только по названиям. Выдающийся мастер «строгого стиля» периода ранней классики, П. Р. работал исключительно в бронзе.
Имея столь скудную информацию о произведениях П. Р., совр. учёные, тем не менее, предпринимали попытки их идентификации среди дошедших до нас памятников (в осн. др.-рим. копий 1–2 вв. н. э.). Так, предполагается, что «Аполлон на омфале» (Нац. археологич. музей, Афины) воспроизводит статую боксёра Евтима, «Торс Валентини» (находился в Палаццо Валентини в Риме, нынешнее местонахождение неизвестно) – хромого Филоктета, бронзовая статуэтка кифареда (Эрмитаж, С.-Петербург) – «Играющего на кифаре Клеона», группа Европы и быка (Брит. музей, Лондон) – «Европу, уносимую быком», «Поллукс» (Лувр, Париж) и «Дискобол Людовизи» (Музей терм, Рим) – приписываемую П. Р. статую дискобола. Ряд бронзовых статуэток был атрибутирован ему по стилистич. признакам. К произведениям П. Р. восходят и более надёжные для определения его стиля памятники: вероятно, изображения хромого Филоктета на гемме кон. 5 или нач. 4 вв. до н. э. (Лувр), др.-греч. терракотовые статуэтки классич. и эллинистич. периодов, изображающие Европу на быке (Метрополитен-музей, Нью-Йорк); «Аполлон, убивающий змея» на монетах Кротона и др.
П. Р. упоминается у Плиния Старшего среди крупнейших греч. скульпторов как превзошедший однажды даже Мирона [своей статуей панкратиаста (многоборца), созданной для святилища Аполлона в Дельфах]. Плиний говорит также, что П. Р. – «первый, кто стал изображать жилы и вены и обратил внимание на трактовку волос». По словам Диогена Лаэртия, П. Р. «первым сделал своей заботой соразмерность и ритм». Деятельность скульптора имела огромное значение в формировании худож. принципов ранней греч. классики.