Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАТИА́Н СИРИЕЦ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 700

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. К. Доброцветов

ТАТИА́Н (Τατιανός), Та­ти­ан Си­ри­ец (Ас­си­ри­ец) (ок. 120, Ме­со­по­та­мия или Си­рия – ок. 185), ран­не­хри­сти­ан­ский апо­ло­гет, бо­го­слов и фи­ло­соф. По­лу­чил эл­ли­ни­стич. об­ра­зо­ва­ние. Под влия­ни­ем чте­ния Вет­хо­го За­ве­та при­нял хри­сти­ан­ст­во и стал уче­ни­ком хри­сти­ан­ской шко­лы Иу­сти­на Фи­ло­со­фа в Ри­ме, по­сле его му­че­нич. кон­чи­ны (ок. 166) сам воз­гла­вил шко­лу. Ок. 172 ук­ло­нил­ся в гно­сти­цизм, уе­хал на вос­ток, ве­ро­ят­но в Ме­со­по­та­мию, в Эдес­су, где соз­дал сек­ту эн­кра­ти­тов («воз­держ­ни­ков»), гну­шав­ших­ся бра­ком, мя­со­еде­ни­ем и со­вер­шав­ших ев­ха­ри­стию на во­де вме­сто ви­на (от­сю­да др. назв. – «ак­ва­рии»), а так­же от­ри­цав­ших спа­се­ние Ада­ма.

Ав­тор апо­ло­ге­тич. соч. «Речь про­тив эл­ли­нов» (по­сле 165), в ко­то­ром рез­ко вы­сту­па­ет про­тив со­вре­мен­ной ему куль­ту­ры и ци­ви­ли­за­ции, за­шед­шей в ту­пик идо­ло­по­клон­ст­ва и нравств. раз­вра­щён­но­сти, осу­ж­да­ет гре­ков за кра­жу дос­ти­же­ний (ас­тро­но­мия, ма­гия, пись­мо, гео­мет­рия, по­эзия, му­зы­ка и др.) у др. на­ро­дов. Кри­ти­ке под­вер­га­ют­ся иск-во и фи­ло­со­фия как ин­ст­ру­мен­ты ти­ра­жи­ро­ва­ния за­блу­ж­де­ний. «Эл­лин­ст­ву» Т. про­ти­во­пос­тав­ля­ет «вар­вар­ст­во», т. е. хри­сти­ан­ст­во, в ко­то­ром ви­дит ис­тин­ное бо­го­по­чи­та­ние и нравств. чис­то­ту.

Раз­ви­вал уче­ние о сво­бо­де во­ли и спра­вед­ли­вом воз­дая­нии за грех; о бес­смер­тии ду­ши вслед­ст­вие на­ли­чия в ней Боже­ст­вен­но­го Ду­ха, ут­ра­чен­но­го в ре­зуль­та­те гре­хо­па­де­ния и воз­вра­щае­мо­го в кре­ще­нии. Со­ста­вил «Диа­тес­са­рон» («Из че­ты­рёх»), текст, на­пи­сан­ный на греч. или сир. яз., со­еди­нив­ший че­ты­ре Еван­ге­лия в еди­ное по­ве­ст­во­ва­ние. Еф­рем Си­рин ос­та­вил тол­ко­ва­ние на не­го, со­хра­ни­лись фраг­мен­ты на араб., лат., франк­ском язы­ках, од­на­ко в 5 в. «Диа­тес­са­рон» вы­шел из упот­реб­ле­ния в Церк­ви.

Др. со­чи­не­ния Т. не со­хра­ни­лись и из­вест­ны толь­ко по за­гла­ви­ям и от­рыв­кам.

Соч.: Oratio ad Graecos and frag­ments. Oxf., 1982; Речь про­тив эл­ли­нов // Со­чи­не­ния древ­них хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов. СПб., 1999; Сло­во к эл­ли­нам // Ран­не­хри­сти­ан­ские апо­ло­ге­ты II–IV ве­ков: Пе­ре­во­ды и ис­сле­до­ва­ния. М., 2000.

Лит.: Petersen W. Tatian’s Diatessaron: Its creation, dissemination, significance, and history in scholarship. Leiden; N. Y., 1994; Hunt E. J. Christianity in the second century: The case of Tatian. L.; N. Y., 2003; Бар­ский Е. В. Диа­тес­са­рон // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2006. Т. 14; Си­до­ров А. И. Свя­то­оте­че­ское на­сле­дие и цер­ков­ные древ­но­сти. М., 2011. Т. 2.

Вернуться к началу