ТАТИА́Н СИРИЕЦ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТАТИА́Н (Τατιανός), Татиан Сириец (Ассириец) (ок. 120, Месопотамия или Сирия – ок. 185), раннехристианский апологет, богослов и философ. Получил эллинистич. образование. Под влиянием чтения Ветхого Завета принял христианство и стал учеником христианской школы Иустина Философа в Риме, после его мученич. кончины (ок. 166) сам возглавил школу. Ок. 172 уклонился в гностицизм, уехал на восток, вероятно в Месопотамию, в Эдессу, где создал секту энкратитов («воздержников»), гнушавшихся браком, мясоедением и совершавших евхаристию на воде вместо вина (отсюда др. назв. – «акварии»), а также отрицавших спасение Адама.
Автор апологетич. соч. «Речь против эллинов» (после 165), в котором резко выступает против современной ему культуры и цивилизации, зашедшей в тупик идолопоклонства и нравств. развращённости, осуждает греков за кражу достижений (астрономия, магия, письмо, геометрия, поэзия, музыка и др.) у др. народов. Критике подвергаются иск-во и философия как инструменты тиражирования заблуждений. «Эллинству» Т. противопоставляет «варварство», т. е. христианство, в котором видит истинное богопочитание и нравств. чистоту.
Развивал учение о свободе воли и справедливом воздаянии за грех; о бессмертии души вследствие наличия в ней Божественного Духа, утраченного в результате грехопадения и возвращаемого в крещении. Составил «Диатессарон» («Из четырёх»), текст, написанный на греч. или сир. яз., соединивший четыре Евангелия в единое повествование. Ефрем Сирин оставил толкование на него, сохранились фрагменты на араб., лат., франкском языках, однако в 5 в. «Диатессарон» вышел из употребления в Церкви.
Др. сочинения Т. не сохранились и известны только по заглавиям и отрывкам.