ИУСТИ́Н ФИЛО́СОФ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИУСТИ́Н ФИЛО́СОФ (’Ιουστίνος), Иустин Мученик (ок. 100, г. Флавия-Неаполис, ныне Наблус, Палестина – ок. 166, Рим), апологет, христианский святой.
Родился в семье греко-рим. колонистов. В поисках истины посещал религ.-филос. школы, однако постепенно разочаровался в большинстве из них, остановившись на философии Платона, которая, как ему казалось, давала возможность «узреть самого Бога». Обращение И. Ф. в христианство произошло под влиянием встречи (вероятно, в Эфесе) с неким старцем, убедившим его в том, что истинной философией, приводящей к подлинному богопознанию, может быть только богооткровенное учение, содержащееся в писаниях библейских пророков, которые провозглашали истину не от своего ума, но по вдохновению Св. Духа, а также в заповедях Иисуса Христа, которого они возвещали. Став христианином, И. Ф. открыл в Риме христианскую филос. школу (среди его учеников был Татиан). При рим. префекте Юнии Рустике (163–167) И. Ф. вместе с 6 учениками был обезглавлен (мученические акты И. Ф. – самый ранний известный памятник этого жанра).
Сохранились 3 подлинных сочинения И. Ф.: две Апологии в защиту христианства от преследований со стороны Рим. гос-ва и «Диалог с Трифоном иудеем», древнейший дошедший до нас трактат, посвящённый полемике христианства с иудаизмом (осн. часть трактата раскрывает христианское понимание Ветхого Завета). В 1-й Апологии содержится подробное изложение христианского вероучения и одно из самых ранних описаний христианского богослужения. Мн. др. сочинения, известные под именем И. Ф., ему не принадлежат.
В основе учения И. Ф. (как и ряда др. апологетов раннехристианских) лежит концепция Логоса, позволявшая объяснить на понятном для образованных эллинов филос. яз. христианское учение о Сыне Божием (Втором Лице Св. Троицы). И. Ф. соединяет учение ап. Иоанна Богослова о воплощённом Логосе (Слове) (Ин. 1:1–14) с известными в античной философии представлениями о Логосе как посреднике между Богом и миром (Филон Александрийский), а также с идеей «семенного Логоса» (имеющейся, напр., у стоиков). Тот самый Логос, посредством которого Бог Отец сотворил мир, как всеянное во все существа Разумное Начало частично и прикровенно открывался и нехристианским философам и поэтам (некоторых из них, напр. Сократа и Гераклита, живших «согласно с Логосом», И. Ф. даже называет христианами – 1 Apol. 46), однако только во Христе Логос был явлен во всей полноте. Такое представление позволяло И. Ф. метафизически обосновывать особое место христианства в истории человеческой мысли.
День памяти в календаре Рус. православной церкви – 1(14) июня; в календаре Римско-католич. церкви – 1 июня.