АПОЛОГЕ́ТЫ РАННЕХРИСТИА́НСКИЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АПОЛОГЕ́ТЫ РАННЕХРИСТИА́НСКИЕ, христианские писатели 2–5 вв., выступавшие с обоснованием и защитой христианской веры.
Задача А. р. состояла в том, чтобы продемонстрировать греко-рим. миру приемлемость христианства с гражданской, философско-богословской, религиозной, культурной и др. сторон. В эпоху гонений на христианство в Рим. империи А. р. давали ответ обвиняющим христианскую церковь в том, что она является угрозой государству. А. р. доказывали абсурдность и безнравственность античного политеизма и утверждали, что христианство обладает единственно верным учением о Боге и мире. Отмечая параллели между греко-рим. философией и христианской мыслью, многие А. р. представляли философию как предшественницу христианства. А. р. опровергали обвинения в разл. преступлениях (атеизм, каннибализм, эдиповы кровосмешения и пр.), возводимых на христиан.
Деятельность А. р. отчасти была подготовлена эллинистич. иудаизмом (Филон Александрийский, Иосиф Флавий). Апологетич. тематика присутствует в Новом Завете (см., напр., Деян. 14:15–17; 17:22–31; Рим. 1:18–32) и в творениях мужей апостольских. Наиболее древними из греч. А. р. считаются Кодрат и Аристид, которые обратились с апологиями в защиту христианской веры к имп. Адриану (117–138). Самый известный из греч. А. р. 2 в. – св. Иустин Философ, автор 2 «Апологий» (ок. 150 и 161) и «Диалога с Трифоном Иудеем» (ок. 135). В эпоху имп. Марка Аврелия с апологиями выступали также Аполлинарий Иерапольский, Мильтиад и Татиан, ученик св. Иустина, написавший «Речь против эллинов» (после 165), в которой подверг резкой критике всю нехристианскую культуру. Проблема взаимоотношений церкви и государства на примере связи судеб Рим. империи с христианством была развита свт. Мелитоном Сардийским в «Апологии» (ок. 170, сохр. в отрывках), адресованной Марку Аврелию. Афинагору Афинскому принадлежит «Прошение о христианах» (ок. 177), направленное императорам Коммоду и Марку Аврелию, в котором он стремился доказать неразумность преследования христиан. В правление имп. Коммода (180–192) св. Аполлоний произнёс апологетич. речь, сохранившуюся в его мученических актах. Наиболее значительным обобщающим произведением раннехристианской греч. апологетики является сочинение Оригена «Против Цельса» (сер. 3 в.).
В ответ на появление в 260 г. 15 книг «Против христиан» неоплатоника Порфирия был написан труд Евсевия Кесарийского «Евангельское приуготовление» в 15 книгах (312–322); ему же принадлежит трактат «Против Иерокла» (311–313). После офиц. признания христианства апологетич. сочинения появились в правление имп. Юлиана Отступника – против него пишут святители Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский. Завершает древнецерковную греческую апологетич. литературу сочинение «Врачевание эллинских недугов» блж. Феодорита Кирского (1-я пол. 5 в.).
Латинские А. р. появляются в кон. 2 в. Их список открывают рим. адвокат Минуций Феликс диалогом «Октавий» и Тертуллиан сочинением «К язычникам» в 2 книгах (197). Самым значит. апологетическим произв. Тертуллиана является его «Апологетик» (ок. 197), в котором утверждается, что вера в единого Бога естественна для человека, поскольку человеческая душа «по природе христианка» (17:6). Эту тему продолжает трактат «О свидетельстве души» (197). Из др. апологетич. сочинений Тертуллиана выделяется послание «К Скапуле» (212). В сер. 3 в. св. Киприан Карфагенский написал «Книгу о суетности идолов». В «Книге к Деметриану» (ок. 252), обвинявшему христиан в том, что они являются причиной войн и стихийных бедствий, св. Киприан утверждает, что гнев Божий вызывают идолослужение и в особенности гонения против христиан.
Среди поздних латинских А. р. выделяются Арнобий, автор 7 книг «Против язычников» (кон. 3 – нач. 4 вв.), и Лактанций, ученик Арнобия, создатель апологии «Божественные установления» в 7 книгах (304–313). Апологетич. темы развиваются в трактатах Лактанция «О гневе Божием» (ок. 303) и «О смертях преследователей» (ок. 314), а также в соч. «Об ошибочности языческих верований» Фирмика Матерна (346–348), «История против язычников» Павла Орозия (417–418), «О граде Божием» блж. Августина (413–426).
Деятельность А. р. подготовила эволюцию сознания греко-рим. общества в сторону принятия христианской религии. А. р. выступили во всеоружии совр. религ. и филос. систем, используя их понятийный аппарат и некоторые идеи (напр., учение стоиков о Логосе) для обоснования христианской веры. Будучи во мн. вопросах первопроходцами, А. р. проложили путь для дальнейшей христианизации эллинизма и формирования целостной системы христианского богословия.