Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АПОЛОГЕ́ТЫ РАННЕХРИСТИА́НСКИЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 117-118

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Никифоров

АПОЛОГЕ́ТЫ РАННЕХРИСТИА́НСКИЕ, хри­сти­ан­ские пи­са­те­ли 2–5 вв., вы­сту­пав­шие с обос­но­ва­ни­ем и за­щи­той хри­сти­ан­ской ве­ры.

За­да­ча А. р. со­стоя­ла в том, что­бы про­де­мон­ст­ри­ро­вать гре­ко-рим. ми­ру при­ем­ле­мость хри­сти­ан­ст­ва с гра­ж­дан­ской, фи­ло­соф­ско-бо­го­слов­ской, ре­ли­ги­оз­ной, куль­тур­ной и др. сто­рон. В эпо­ху го­не­ний на хри­сти­ан­ст­во в Рим. им­пе­рии А. р. да­ва­ли от­вет об­ви­няю­щим хри­сти­ан­скую цер­ковь в том, что она яв­ля­ет­ся уг­ро­зой го­су­дар­ст­ву. А. р. до­ка­зы­ва­ли аб­сурд­ность и без­нрав­ст­вен­ность ан­тич­но­го по­ли­те­из­ма и ут­вер­жда­ли, что хри­сти­ан­ст­во об­ла­да­ет един­ст­вен­но вер­ным уче­ни­ем о Бо­ге и ми­ре. От­ме­чая па­рал­ле­ли ме­ж­ду гре­ко-рим. фи­лосо­фи­ей и хри­сти­ан­ской мыс­лью, многие А. р. пред­став­ля­ли фи­ло­со­фию как пред­ше­ст­вен­ни­цу хри­сти­ан­ст­ва. А. р. оп­ро­вер­га­ли об­ви­не­ния в разл. пре­сту­п­ле­ни­ях (ате­изм, кан­ни­ба­лизм, эди­по­вы кро­во­сме­ше­ния и пр.), воз­во­ди­мых на хри­сти­ан.

Дея­тель­ность А. р. от­час­ти бы­ла под­го­тов­ле­на эл­ли­ни­стич. иу­да­из­мом (Фи­лон Алек­сан­д­рий­ский, Ио­сиф Фла­вий). Апо­ло­ге­тич. те­ма­ти­ка при­сут­ст­ву­ет в Но­вом За­ве­те (см., напр., Де­ян. 14:15–17; 17:22–31; Рим. 1:18–32) и в тво­ре­ни­ях му­жей апо­столь­ских. Наи­бо­лее древ­ни­ми из греч. А. р. счи­та­ют­ся Код­рат и Ари­стид, ко­то­рые об­ра­ти­лись с апо­ло­гия­ми в за­щи­ту хри­сти­ан­ской ве­ры к имп. Ад­риа­ну (117–138). Са­мый из­вест­ный из греч. А. р. 2 в. – св. Иу­стин Фи­ло­соф, ав­тор 2 «Апо­ло­гий» (ок. 150 и 161) и «Диа­ло­га с Три­фо­ном Иу­де­ем» (ок. 135). В эпо­ху имп. Мар­ка Ав­ре­лия с апо­ло­гия­ми вы­сту­па­ли так­же Апол­ли­на­рий Ие­ра­поль­ский, Миль­ти­ад и Та­ти­ан, уче­ник св. Иу­сти­на, на­пи­савший «Речь про­тив эл­ли­нов» (по­сле 165), в ко­то­рой под­верг рез­кой кри­ти­ке всю не­хри­сти­ан­скую куль­ту­ру. Про­бле­ма взаи­мо­от­но­ше­ний церк­ви и го­су­дар­ст­ва на при­ме­ре свя­зи су­деб Рим. им­пе­рии с хри­сти­ан­ст­вом бы­ла раз­ви­та свт. Ме­ли­то­ном Сар­дий­ским в «Апо­ло­гии» (ок. 170, сохр. в от­рыв­ках), ад­ре­со­ван­ной Мар­ку Ав­ре­лию. Афи­на­го­ру Афин­ско­му при­над­ле­жит «Про­ше­ние о хри­стиа­нах» (ок. 177), на­прав­лен­ное им­пе­ра­то­рам Ком­мо­ду и Мар­ку Ав­ре­лию, в ко­то­ром он стре­мил­ся до­ка­зать не­ра­зум­ность пре­сле­до­ва­ния хри­сти­ан. В прав­ле­ние имп. Ком­мо­да (180–192) св. Апол­ло­ний про­из­нёс апо­ло­ге­тич. речь, со­хра­нив­шую­ся в его му­че­ни­че­ских ак­тах. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ным обоб­щаю­щим про­из­ве­де­ни­ем ран­не­хри­сти­ан­ской греч. апо­ло­ге­ти­ки яв­ля­ет­ся сочинение Ори­ге­на «Про­тив Цель­са» (сер. 3 в.).

В от­вет на по­яв­ле­ние в 260 г. 15 книг «Про­тив хри­сти­ан» не­оп­ла­то­ни­ка Пор­фи­рия был на­пи­сан труд Ев­се­вия Ке­сарий­ско­го «Еван­гель­ское при­уго­тов­ление» в 15 кни­гах (312–322); ему же при­над­ле­жит трак­тат «Про­тив Ие­рок­ла» (311–313). По­сле офиц. при­зна­ния хри­сти­ан­ст­ва апо­ло­ге­тич. со­чи­не­ния поя­ви­лись в прав­ле­ние имп. Юлиа­на От­ступ­ни­ка – про­тив не­го пи­шут свя­ти­те­ли Гри­го­рий Бо­го­слов, Ио­анн Зла­то­уст, Ки­рилл Алек­сан­д­рий­ский. За­вер­ша­ет древ­не­цер­ков­ную греческую апо­ло­ге­тич. ли­те­ра­ту­ру сочинение «Вра­че­ва­ние эл­лин­ских не­ду­гов» блж. Фео­до­ри­та Кир­ско­го (1-я пол. 5 в.).

Латинские А. р. по­яв­ля­ют­ся в кон. 2 в. Их спи­сок от­кры­ва­ют рим. ад­во­кат Ми­ну­ций Фе­ликс диа­ло­гом «Ок­та­вий» и Тер­тул­ли­ан со­чи­не­ни­ем «К языч­ни­кам» в 2 кни­гах (197). Са­мым зна­чит. апо­ло­ге­ти­че­ским про­изв. Тер­тул­лиа­на яв­ля­ет­ся его «Апо­ло­ге­тик» (ок. 197), в ко­то­ром ут­вер­жда­ет­ся, что ве­ра в еди­но­го Бо­га ес­те­ст­вен­на для че­ло­ве­ка, посколь­ку че­ло­ве­че­ская ду­ша «по при­ро­де хри­сти­ан­ка» (17:6). Эту те­му про­дол­жа­ет трак­тат «О сви­де­тель­ст­ве ду­ши» (197). Из др. апо­ло­ге­тич. со­чи­не­ний Тер­тул­лиа­на вы­де­ля­ет­ся по­сла­ние «К Ска­пу­ле» (212). В сер. 3 в. св. Ки­при­ан Кар­фа­ген­ский на­пи­сал «Кни­гу о су­ет­но­сти идо­лов». В «Кни­ге к Де­мет­риа­ну» (ок. 252), об­ви­няв­ше­му хри­сти­ан в том, что они яв­ля­ют­ся при­чи­ной войн и сти­хий­ных бед­ст­вий, св. Ки­при­ан ут­вер­жда­ет, что гнев Бо­жий вы­зы­ва­ют идо­ло­слу­же­ние и в осо­бен­но­сти го­не­ния про­тив хри­сти­ан.

Сре­ди позд­них латинских А. р. вы­де­ля­ют­ся Ар­но­бий, ав­тор 7 книг «Про­тив языч­ни­ков» (кон. 3 – нач. 4 вв.), и Лак­тан­ций, уче­ник Ар­но­бия, соз­да­тель апо­ло­гии «Бо­же­ст­вен­ные ус­та­нов­ле­ния» в 7 книгах (304–313). Апо­ло­ге­тич. те­мы раз­ви­ва­ют­ся в трак­та­тах Лак­тан­ция «О гне­ве Бо­жи­ем» (ок. 303) и «О смер­тях пре­сле­до­ва­те­лей» (ок. 314), а так­же в соч. «Об оши­боч­но­сти язы­че­ских ве­ро­ва­ний» Фир­ми­ка Ма­тер­на (346–348), «Ис­то­рия про­тив языч­ни­ков» Пав­ла Оро­зия (417–418), «О гра­де Бо­жи­ем» блж. Ав­гу­сти­на (413–426).

Дея­тель­ность А. р. под­го­то­ви­ла эво­лю­цию соз­на­ния гре­ко-рим. об­ще­ст­ва в сто­ро­ну при­ня­тия хри­сти­ан­ской ре­лигии. А. р. вы­сту­пи­ли во все­ору­жии совр. ре­лиг. и фи­лос. сис­тем, ис­поль­зуя их по­ня­тий­ный ап­па­рат и не­ко­то­рые идеи (напр., уче­ние стои­ков о Ло­го­се) для обос­но­ва­ния хри­сти­ан­ской ве­ры. Бу­ду­чи во мн. во­про­сах пер­во­про­ход­ца­ми, А. р. про­ло­жи­ли путь для даль­ней­шей хри­стиа­ни­за­ции эл­ли­низ­ма и фор­ми­ро­ва­ния це­ло­ст­ной сис­те­мы хри­сти­ан­ско­го бо­го­сло­вия.

Соч.: Cor­pus Apolo­ge­to­rum Chris­tiano­rum saeculi se­cundi / Ed. J. Ch. Th. von Otto. Jena, 1857–1881; Wies­baden, 1969. T. 1–9; Die Äl­testen Apolo­geten / Hrsg. v. E. J. Good­speed. Gött., 1914; Ран­не­хри­сти­ан­ские от­цы церк­ви: Му­жи апо­столь­ские и апо­ло­ге­ты: Ан­то­ло­гия. Брюс­сель, 1978; Со­чи­не­ния древ­них хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов. СПб., 1999; Ран­не­хри­сти­ан­ские апо­ло­ге­ты II–IV ве­ков. Пе­ре­во­ды и ис­сле­до­ва­ния. М., 2000.

Лит.: Joly R. Chris­ti­an­isme et phi­loso­phie: Études sur Justin et les Apolo­gistes grecs du deuxième siècle. Brux., 1973; Timo­thy H. The early Chris­tian apolo­gists and Greek phi­loso­phy. As­sen, 1973; Quas­ten J. Pa­trol­ogy. Utrecht; Antw., 1975. Vol. 1; Grant R. M. Greek apolo­gists of the sec­ond cen­tury. Phil., 1988; Си­до­ров А. И. Курс пат­ро­ло­гии: Воз­ник­но­ве­ние цер­ков­ной пись­мен­но­сти. М., 1996; Ки­при­ан (Керн), ар­хим. Пат­ро­ло­гия. Па­риж, 1996. Т. 1; Вдо­ви­чен­ко А. В. Хри­сти­ан­ская апо­ло­гия // Ран­не­хри­сти­ан­ские апо­ло­ге­ты II–IV ве­ков. М., 2000; Бо­ло­тов В. В. Со­б­ра­ние цер­ков­но-ис­то­ри­че­ских тру­дов. М., 2001. Т. 3; Са­гар­да Н. И. Лек­ции по пат­ро­ло­гии. I–IV ве­ка. М., 2004.

Вернуться к началу